Коммуникативная компетентность. Общие критерии и методы достижения эффективного делового общения. Коммуникативная толерантность

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ 1.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

3 часа

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКИВНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Актуальность темы. Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности специалистов в типе профессий «человек-человек». Эта задача является одной из центральных в процессе подготовки будущих медицинских работников, которые в своей профессиональной деятельности будут постоянно поддерживать коммуникативные связи как с пациентами, так и с коллегами и с руководством лечебно-профилактического учреждения. Столь же важна она для управленцев, педагогов и социальных работников. Прочность и эффективность коммуникативных связей напрямую зависит от знания содержания и  структуры коммуникативной компетентности, от осмысления ее значения в жизнедеятельности личности, а также от умения использовать продуктивные стили и стратегии в ситуации общения реальной коммуникации.

Цели изучения данной темы:

Номер цели

Содержание цели

Обучающийся будет иметь представление:

1.

О содержании и специфики компетентностного подхода к исследованию социально-психологических явлений (в частности, общения).

2.

О роли и месте коммуникативной компетентности в коммуникативном пространстве личности.

Обучающийся будет знать:

3.

Определение, содержание понятия «коммуникативная компетентность».

4.

Соотношение коммуникативной компетентности и коммуникативной компетенции.

5.

Характеристики компонентов коммуникативной компетентности.

6.

Содержание понятий «коммуникативный стиль», «коммуникативный потенциал», «коммуникативная культура личности», «коммуникативные способности».

7.

Структуру и уровни коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности.

8.

Характерные особенности людей с высоким уровнем общей коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности.

Обучающийся будет понимать:

9.

Значение и роль умения продуктивно общаться в профессиональной и повседневной жизни.

10.

Взаимосвязь коммуникативной компетентности, коммуникативной культуры и коммуникативного потенциала личности и коммуникативной толерантности.

11.

Роль факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетентности.

Обучающийся будет уметь

12.

Распознавать, выявлять людей с различными проявлениями коммуникативной толерантности. Определять у себя общий уровень коммуникативной компетентности и толерантности.

13.

Использовать «Я-высказывания» в процессе общения.

14.

Использовать синергический стиль общения.

1. Компетентность: определение, содержание.

Компетентностный подход

Современное общество представляет собой «галактику коммуникации»: люди ежедневно общаются и взаимодействуют друг с другом, воспринимают, передают и обмениваются информацией, участвуют в дискуссиях и беседах, спорят, отдают указания, заключают сделки, совершают покупки, проводят переговоры, и т.п. Умение быть эффективным в процессе общения – одно из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха. Вспомним известное высказывание Дж. Рокфеллера: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире».

Умение общаться – жизненно необходимое умение (здесь важны и природные способности и образование человека). Как-то общаться умеет каждый, но можно всегда научиться делать это успешнее. Развитие и совершенствование «умения общаться» – это, прежде всего, развитие коммуникативной компетентности, которая, в свою очередь входит в состав социальных и профессиональных компетенций[1]. От уровня развития коммуникативной компетентности во многом зависит продуктивность деятельности и успех в достижении намеченных целей (и личных и профессиональных). Не зря во многих учебных пособия по психологии эффективной коммуникации подчеркивается тот факт, что «успехи человека в его делах, даже в технической сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми, с которыми он работает»[2]. Соответственно, развитие профессиональных компетенций (проявляющихся в профессиональной эффективности, результативности, успешности) во многом обусловлено развитием коммуникативной компетентности личности.

Начнем с того, что входит в содержание термина «компетентность

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
209 Kb
Скачали:
0