3 часа
Актуальность темы. Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности специалистов в типе профессий «человек-человек». Эта задача является одной из центральных в процессе подготовки будущих медицинских работников, которые в своей профессиональной деятельности будут постоянно поддерживать коммуникативные связи как с пациентами, так и с коллегами и с руководством лечебно-профилактического учреждения. Столь же важна она для управленцев, педагогов и социальных работников. Прочность и эффективность коммуникативных связей напрямую зависит от знания содержания и структуры коммуникативной компетентности, от осмысления ее значения в жизнедеятельности личности, а также от умения использовать продуктивные стили и стратегии в ситуации общения реальной коммуникации.
Цели изучения данной темы:
Номер цели |
Содержание цели |
Обучающийся будет иметь представление: |
|
1. |
О содержании и специфики компетентностного подхода к исследованию социально-психологических явлений (в частности, общения). |
2. |
О роли и месте коммуникативной компетентности в коммуникативном пространстве личности. |
Обучающийся будет знать: |
|
3. |
Определение, содержание понятия «коммуникативная компетентность». |
4. |
Соотношение коммуникативной компетентности и коммуникативной компетенции. |
5. |
Характеристики компонентов коммуникативной компетентности. |
6. |
Содержание понятий «коммуникативный стиль», «коммуникативный потенциал», «коммуникативная культура личности», «коммуникативные способности». |
7. |
Структуру и уровни коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности. |
8. |
Характерные особенности людей с высоким уровнем общей коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности. |
Обучающийся будет понимать: |
|
9. |
Значение и роль умения продуктивно общаться в профессиональной и повседневной жизни. |
10. |
Взаимосвязь коммуникативной компетентности, коммуникативной культуры и коммуникативного потенциала личности и коммуникативной толерантности. |
11. |
Роль факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетентности. |
Обучающийся будет уметь |
|
12. |
Распознавать, выявлять людей с различными проявлениями коммуникативной толерантности. Определять у себя общий уровень коммуникативной компетентности и толерантности. |
13. |
Использовать «Я-высказывания» в процессе общения. |
14. |
Использовать синергический стиль общения. |
1. Компетентность: определение, содержание.
Компетентностный подход
Современное общество представляет собой «галактику коммуникации»: люди ежедневно общаются и взаимодействуют друг с другом, воспринимают, передают и обмениваются информацией, участвуют в дискуссиях и беседах, спорят, отдают указания, заключают сделки, совершают покупки, проводят переговоры, и т.п. Умение быть эффективным в процессе общения – одно из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха. Вспомним известное высказывание Дж. Рокфеллера: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире».
Умение общаться – жизненно необходимое умение (здесь важны и природные способности и образование человека). Как-то общаться умеет каждый, но можно всегда научиться делать это успешнее. Развитие и совершенствование «умения общаться» – это, прежде всего, развитие коммуникативной компетентности, которая, в свою очередь входит в состав социальных и профессиональных компетенций[1]. От уровня развития коммуникативной компетентности во многом зависит продуктивность деятельности и успех в достижении намеченных целей (и личных и профессиональных). Не зря во многих учебных пособия по психологии эффективной коммуникации подчеркивается тот факт, что «успехи человека в его делах, даже в технической сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми, с которыми он работает»[2]. Соответственно, развитие профессиональных компетенций (проявляющихся в профессиональной эффективности, результативности, успешности) во многом обусловлено развитием коммуникативной компетентности личности.
Начнем с того, что входит в содержание термина «компетентность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.