Общение и социальное научение. Режимы подкрепления. Подкрепление и наказание

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ 13.

ОБЩЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ

2 часа

ОБЩЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ

Актуальность темы: Проблемы социального наученияизучаются в рамках бихевиорального подхода в психологии.[1]Бихевиоризм представляет собой одно из важнейших направлений в мировой психологии. Многие положения бихевиоризма остаются актуальными и сегодня.

Общение предполагает, среди прочего, влияние на поведение других людей. В управленческом общении, в управлении поведением людей бихевиоральная концепция предоставляет значительный арсенал эффективных воздействий. Вот почему бихевиоральную концепцию и раскрываемые в ней проблемы социального научения должны рассматриваться в рамках психологии коммуникативной деятельности.

Цели изучения данной темы:

Номер цели

Содержание цели

Обучающийся будет иметь представление:

1.

О бихевиоризме как о направлении в психологии.

2.

О значимости бихевиоральной концепции в управленческой деятельности.

Обучающийся будет знать:

3.

Характеристики стимулов, посредством которых осуществляется управление поведением. Понятие позитивного и аверсивного стимула.

4.

Особенности респондентного поведения.

5.

Особенности оперантного поведения.

6.

Виды подкреплений. Режимы подкреплений.

Обучающийся будет понимать:

7.

Роль подкрепления и наказания в управлении поведением индивидуума.

Обучающийся будет уметь:

8.

Определять оптимальный набор стимулов для управление поведением индивидуума в конкретной ситуации.

1. Основные положения бихевиоральной концепции

Бихевиоризм – психологическое направление, формальное начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж.Б. Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста». Фактически же бихевиоризм основывался на подходе В.М. Бехтерева («Объективная психология») и на учении И.П. Павлова об условных рефлексах.

В качестве предмета психологии в бихевиоризме рассматривается не субъективный мир человека, а характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями; эти поведенческие реакции наблюдаемы и могут быть объективно зафиксированы. Элементарной единицей поведения в бихевиоризме считается стимул (S) и связанная с ним реакция (R).  Ответные реакции организма на внешние воздействия разделяются на  наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоциональные реакции) и приобретенные (сюда относятся мышление, речь, привычки, сложные эмоции и, наконец, социальное поведение). Эти приобретенные реакции образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) реакциями.

Исходя из того, что реакции организма (человека или животного – не имеет значения) управляются внешними стимулами, можно формировать поведение окружающих, предъявляя им определенный набор нужных стимулов. Таким образом, влияние на поведение других людей сводится к тому, чтобы подобрать для них необходимые стимулы. Люди тем самым превращаются в некоторые управляемые механизмы, готовые объекты для манипуляций. Именно так рассматривали управление поведением ранние бихевиористы. Однако в дальнейшем было показано, что само обусловливание – достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Концепция бихевиоризима постепенно менялась, что дало основание говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схему S – R были введены «промежуточные переменные» (такие, как образ, цель, потребность). Такой вид бихевиоризм приобрел в результате работ  Э.Ч. Толмена (1886-1959). Другим вариантом развития бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х годах. XX в.

Бихевиоральная концепция стала одной из основных концепций в психологии на протяжении XX века и сохраняет свою значимость и поныне. Она приобрела множество именитых сторонников и не менее известных противников. Так, сторонником (и одним из основателей) бихевиоральной концепции был Эдвард Ли Торндайк (1874-1949), стараниями которого, например, в педагогику было внедрено тестирование. В то же время один из крупнейших философов и психологов XX века, основатель гуманистического психоанализа Эрих Фромм (1900-1980) был большим противником бихевиоризма, считая его оправданием манипуляций в общении

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0