2 часа
Актуальность темы: Проблемы социального наученияизучаются в рамках бихевиорального подхода в психологии.[1]Бихевиоризм представляет собой одно из важнейших направлений в мировой психологии. Многие положения бихевиоризма остаются актуальными и сегодня.
Общение предполагает, среди прочего, влияние на поведение других людей. В управленческом общении, в управлении поведением людей бихевиоральная концепция предоставляет значительный арсенал эффективных воздействий. Вот почему бихевиоральную концепцию и раскрываемые в ней проблемы социального научения должны рассматриваться в рамках психологии коммуникативной деятельности.
Цели изучения данной темы:
Номер цели |
Содержание цели |
Обучающийся будет иметь представление: |
|
1. |
О бихевиоризме как о направлении в психологии. |
2. |
О значимости бихевиоральной концепции в управленческой деятельности. |
Обучающийся будет знать: |
|
3. |
Характеристики стимулов, посредством которых осуществляется управление поведением. Понятие позитивного и аверсивного стимула. |
4. |
Особенности респондентного поведения. |
5. |
Особенности оперантного поведения. |
6. |
Виды подкреплений. Режимы подкреплений. |
Обучающийся будет понимать: |
|
7. |
Роль подкрепления и наказания в управлении поведением индивидуума. |
Обучающийся будет уметь: |
|
8. |
Определять оптимальный набор стимулов для управление поведением индивидуума в конкретной ситуации. |
1. Основные положения бихевиоральной концепции
Бихевиоризм – психологическое направление, формальное начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж.Б. Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста». Фактически же бихевиоризм основывался на подходе В.М. Бехтерева («Объективная психология») и на учении И.П. Павлова об условных рефлексах.
В качестве предмета психологии в бихевиоризме рассматривается не субъективный мир человека, а характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями; эти поведенческие реакции наблюдаемы и могут быть объективно зафиксированы. Элементарной единицей поведения в бихевиоризме считается стимул (S) и связанная с ним реакция (R). Ответные реакции организма на внешние воздействия разделяются на наследственные (безусловные рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоциональные реакции) и приобретенные (сюда относятся мышление, речь, привычки, сложные эмоции и, наконец, социальное поведение). Эти приобретенные реакции образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) реакциями.
Исходя из того, что реакции организма (человека или животного – не имеет значения) управляются внешними стимулами, можно формировать поведение окружающих, предъявляя им определенный набор нужных стимулов. Таким образом, влияние на поведение других людей сводится к тому, чтобы подобрать для них необходимые стимулы. Люди тем самым превращаются в некоторые управляемые механизмы, готовые объекты для манипуляций. Именно так рассматривали управление поведением ранние бихевиористы. Однако в дальнейшем было показано, что само обусловливание – достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Концепция бихевиоризима постепенно менялась, что дало основание говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схему S – R были введены «промежуточные переменные» (такие, как образ, цель, потребность). Такой вид бихевиоризм приобрел в результате работ Э.Ч. Толмена (1886-1959). Другим вариантом развития бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х годах. XX в.
Бихевиоральная концепция стала одной из основных концепций в психологии на протяжении XX века и сохраняет свою значимость и поныне. Она приобрела множество именитых сторонников и не менее известных противников. Так, сторонником (и одним из основателей) бихевиоральной концепции был Эдвард Ли Торндайк (1874-1949), стараниями которого, например, в педагогику было внедрено тестирование. В то же время один из крупнейших философов и психологов XX века, основатель гуманистического психоанализа Эрих Фромм (1900-1980) был большим противником бихевиоризма, считая его оправданием манипуляций в общении
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.