Актуальность темы. Вербальная коммуникация имеет огромное значение в человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве специальностей. Особенно это касается профессий, в которых межличностное общение составляет одну из основ профессиональной деятельности: в медицине, в управлении, в социальной работе. Правильное владение вербальной коммуникацией составляет основу коммуникативной компетентности в сфере деятельности «человек-человек». Вербальная коммуникация является главной составляющей труда таких специалистов, как юристы, психологи, педагоги, бизнесмены, рекламисты и т.п. Наконец, владение вербальной коммуникацией на достаточно высоком уровне – признак общечеловеческой культуры, а также важнейший ресурс для саморазвития личности.
Цели изучения данной темы:
Номер цели |
Содержание цели |
Обучающийся будет иметь представление: |
|
1. |
О сущности коммуникативной стороны общения. |
2. |
О роли вербальной формы передачи информации в коммуникативном процессе. |
Обучающийся будет знать: |
|
3. |
Особенности языка как средства вербального общения. |
4. |
Типы приема и передачи информации в вербальной коммуникации. |
5. |
Виды речевой деятельности. |
6. |
Основные барьеры коммуникации. |
Обучающийся будет понимать: |
|
6. |
Особенности языковых стилей и их уместность в разных ситуациях вербального общения. |
Обучающийся будет уметь: |
|
7. |
Производить самооценку эффективности вербальной коммуникации. |
1. Характеристика вербальных средств общения
У большинства животных (млекопитающих, птиц, рыб и даже пчел и муравьев) существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Однако эти сигналы лишь запускают врожденные поведенческие реакции. Они связаны с конкретной ситуацией, на которую животные из сообщества реагируют более или менее «механически». Такого рода сигналы есть и у человека; например, крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.
Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. С помощью речи можно рассказывать не только о текущих событиях, но и о событиях прошлых или будущих, даже если с собственным опытом говорящего они никак не связаны. И более того, мы можем передавать информацию о событиях, которые никогда не происходили, и об объектах, которых никогда не существовало в материальном мире – этими объектами и событиями наполнен мир идей, а не вещей.
Есть главное отличие, которое ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения: особенность, которая проявляется у ребенка уже в очень раннем возрасте. Это способность понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал, и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.[1]
Вербальные средства общения (от лат. verbalis – словесный) – это, прежде всего человеческая речь, как устная, так и письменная. В более широком смысле, термин «вербальный» означает все формы знакового материала, а также процессы оперирования с этим материалом. Вербальный материал может быть как осмысленным (существительные, прилагательные, глаголы, числительные), так и бессмысленным (отдельные слоги, лишенные смысла слова).
В ходе профессиональной деятельности, связанной с общением
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.