можно найти довольно много родов деятельности, которые игрой не являются. Давайте же посмотрим, какова действительная роль игры.
Даже беглый обзор областей человеческой деятельности, занятых игрой, поражает воображение. К игре относится спорт (причем не только так называемые игровые виды спорта, – например, футбол или хоккей, но и весь спорт в целом). Театральная постановка – это, несомненно, игра; так же как и кино – недаром говорят «сыграть роль». Сюда же можно отнести телевизионные игры, ток-шоу; и вообще весь шоу-бизнес насыщен играми. К области игр относятся игры азартные. Многие свойства, присущие играм, имеет война. Мы говорим «проиграть войну», «выиграть сражение». А военные маневры часто (даже официально) называют игрой. Только в любовной игре – и никак иначе – совершаются обыкновенно те отношения полов, которые приводят к продолжению человеческого рода. Бывают, конечно, отношения полов, построенные на принципах «купли-продажи» или других «серьезных» подходах, и лишенные элемента игры. Но не зря они воспринимаются нами как некое святотатство.
Игрой мы зовем работу музыканта. Действия дипломата мы также называем дипломатической игрой. Игрой, несомненно, является суд с его состязанием сторон. Игрой были некогда существовавшие рыцарские турниры, как и само рыцарство.[16] Всеми признаками игры обладают всевозможные религиозные действа, богослужения, праздники. Вспомним такие явления, как карнавалы или свадьбы.
Игра составляет суть так называемого ритуального общения. В жизни существует огромное количество ритуалов – очень разных ситуаций, которые требуют только одного – знания правил игры.
«Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3-4 раза в год, сидят по нескольку часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров, в сущности, не меняются, кроме того, каждый может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?».[17]
К игре мы относим даже движения неодушевленных предметов, когда они производят на нас игривое впечатление. Так, мы говорим, что солнце играет. Все слыхали об игристых винах.
Играя, мы создаем спонтанные рисунки, находясь на скучных заседаниях («искусство скуки»).[18] Граффити, которыми покрыты стены домов, тоже игра.[19]
Мало того – наш язык, представляющий собой живую и подвижную стихию, обладает этими качествами именно благодаря игре. Язык – не только и не столько инструмент общения, он еще и инструмент мышления; язык возвышает вещи до сферы духа. Язык изменяется, потому что меняются вещи, окружающие человека. Но нередко бывает так: вещи остаются теми же, какими они были, а слова меняются. Это происходит, поскольку люди испытывают желание играть словами.
Показателен пример, приведенный Львом Успенским.[20]
У латинского слова caput (голова) в современных языках имеется огромное количество производных: капитал, капитан (он – «голова» на судне или в роте), capital (англ.) – столица, капудан-паша (командующий турецким флотом), капитальный, капитель (голова колонны), капилляр (буквально «волосок», а волосы растут на голове). И даже русские слова «кепка» и «капуста» происходят от слова «caput» – всего не перечесть. Но вот в итальянском языке, который является, казалось бы, прямым наследником латыни, слова caput нет. По-итальянски голова – testa. Слово это вообще-то означает «горшок». Играя словами, древние римляне в вульгарной, уличной латыни, не попадавшей в письменные источники, именовали голову горшком. Через некоторое время это слово перестало быть метафорой, узаконилось и стало обычным. Таких примеров можно найти великое множество. Мы и сами употребляем выражение «котелок не варит».
Иными словами, игра словами – это прежде всего метафора, либо восходящая (возвышающая вещь до того понятия, с которым она сравнивается), либо нисходящая (низводящая до него). Так, сравнение головы с горшком – это нисходящая метафора. А сравнение короля Людовика с Солнцем было, конечно, восходящей метафорой.
Поскольку наш язык – инструмент не только общения, но и мышления, то получается, что и мыслим мы, играя. И если сам процесс, а не результат мышления приносит нам удовлетворение, то и мысль становится игрой.
Игрой является творение рядом с нашим миром другого, измышленного мира. В древности, создавая мифы, люди предавались такой игре.
Выше уже говорилось, что Эрик Берн (1902-1970), американский психолог и психиатр, автор трансакционного анализа (оригинального направления в теоретической психологии и в психотерапии), ввел свое специфическое понимание игры. Игрой он называл все разновидности лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми. В этом случае игра – заданная последовательность трансакций (единиц общения), имеющая начало и конец
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.