Цвет окраски коммуникаций облегчает ориентировку в коммуникациях, повышает безопасность работ при помощи сигнально-предупредительной и сигнально-маркировочной окраски, устраняет монотонность.
С точки зрения безопасности цвет играет еще и вспомогательную роль, являясь дополнительным средством безопасности в некоторых технических устройствах. Так, наружная поверхность оградительных устройств и корпуса машин окрашиваются в спокойные тона, связанные со значением зеленого цвета, внутренняя поверхность ограждающих устройств — в красный цвет. Места присоединения заземляющей шины к оборудованию обозначаются стрелкой и надписью «Земля» желто-оранжевого цвета. На дверцах электрических распределительных устройств наносятся красные стрелы.
Большое значение имеет рациональная окраска элементов автоматического управления, построенная с учетом общих требований к производственному интерьеру и роли цвета в технике безопасности. С этой точки зрения пульты и шкафы управления рекомендуется окрашивать в цвета, отличные от цвета оборудования, но одинаковые для различных групп органов управления. Кнопки станций управления окрашиваются с учетом требований безопасности и быстроты реакций: «пуск» — в черный цвет, «стоп» — красный, «прямой ход» и «обратный ход» — в цвета нейтральные (синий, зеленый).
5. Безопасность обслуживания машин и механизмов
Основные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда, должны найти отражение при конструировании и эксплуатации производственных машин и механизмов.
Современное производство все более насыщается различного рода машинами и механизмами, освобождающими человека от выполнения различных технологических операций и способствующих тем самым повышению безопасности труда. Однако наряду с огромной пользой, приносимой машинами, каждая из них может представлять различные виды опасности для человека. Общеизвестна опасность механических травм, обусловленная движущимися элементами машин и механизмов, а также обрабатываемыми изделиями и отходами обработки. Опасность машин и производственных механизмов не всегда столь явно выражена: машины могут создавать шум и вибрацию, излучать тепловую или электромагнитную энергию, выделять пыль или газы; их элементы могут оказаться под электрическим напряжением.
В условиях современного производства, отличающегося широкой автоматизацией и механизацией производственных процессов, влияние машин и механизмов может привести к утомлению нервной системы. Напряженность работы нервной системы определяется напряженностью слуха, внимания и зрения, а также степенью сложности операций по управлению машинами и механизмами. Так как любое двигательное движение является результатом сигнала от центральной нервной системы, на напряженность труда существенно влияет рабочее положение оператора, компоновка органов управления и контроля, оборудование рабочего места. Чтобы обеспечить безопасные условия труда и исключить переутомление людей, управляющих машинами, необходимо учитывать все опасные факторы еще в процессе проектирования машин и механизмов.
Опасные зоны машин. Травмирование человека различными движущимися механизмами и элементами машин (зубчатыми передачами, муфтами сцепления, маховиками и др.) возможно только при непосредственном соприкосновении либо недопустимом сближении (например, в результате воздействия захватывающей силы, возникающей при движении вращающихся элементов машин навстречу друг другу). Так же ограничено в пространстве воздействие других опасных факторов. Пространство, в котором постоянно действуют или периодически возникают факторы, представляющие опасность для человека, принято называть опасной зоной. Опасная зона может быть как резко выраженной (например, зона между штампами механического молота), так и нестабильной, постоянно изменяющейся в пространстве (например, при перемещении груза подъемным краном).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.