Безопасность эксплуатации подъемно-транспортных устройств. Среди производственных машин и механизмов целесообразно отдельно рассмотреть требования безопасности, предъявляемые к подъемно-транспортным машинам. Повышенная опасность этих устройств объясняется сочетанием в них, как правило, целого комплекса механизмов, предназначенных для выполнения различных технологических операций. Это приводит к сочетанию в одном производственном комплексе опасных зон от группы механизмов и устройств, причем по условиям производства не всегда представляется возможным вывести оператора, управляющего машинами, за пределы опасной зоны.
Учитывая тот факт, что опасная зона подъемно-транспортных устройств является нестабильной, перемещающейся в пространстве, предъявляются повышенные требования к надежности их работы, к устойчивости и прочности отдельных элементов и узлов.
Безопасность эксплуатации подъемно-транспортных устройств обеспечивается использованием технических и организационных методов защиты оператора, применяемых либо в отношении отдельных механизмов и узлов, либо в отношении подъемно-транспортного устройства в целом.
Электрические приводы механизмов передвижения, фермы мостовых кранов и передвижения грузов оборудуются блокировочными устройствами для автоматической остановки (конечные выключатели перемещения фермы и подъема грузозахватных устройств). Элементы электропривода, находящиеся под электрическим напряжением, закрываются кожухами, снабжаемыми блокировками на снятие напряжения при открывании кожухов (например, при открывании подъемной части перил у концевой балки в месте входа на мост снимается напряжение питания и включение крана становится возможным только после их закрытия и установки контроллеров в нулевое положение). Все доступные вращающиеся или движущиеся части механизмов также ограждаются съемными кожухами, исключающими возможность проникновения в опасные зоны. Посредством ограждений и блокировок предупреждаются непредусмотренные технологией контакты работающих с перемещаемыми грузами и механизмами крана, находящимися в работе.
Однако возможно обеспечить безопасность эксплуатации крана и путем полной автоматизации и использования дистанционного управления. В этом случае попадание оператора в опасные зоны отдельных механизмов и узлов исключается, так как управление его работой осуществляется с пульта (стационарного или передвижного), который находится вне опасной зоны.
Для обеспечения необходимой механической прочности механизмов и узлов подъемно-транспортных устройств, а также грузозахватных и чалочных приспособлений, проводятся их периодические технические освидетельствования. Техническое освидетельствование проводит инспекция Госгортехнадзора в сроки и в объеме, регламентированном соответствующими правилами и нормами.
При техническом освидетельствовании обязательно производится осмотр грузоподъемной машины, сопровождающийся проверкой работы механизмов, электрооборудования, тормозных устройств, приборов безопасности, контроля и сигнализации. Затем проводятся статические и динамические испытания машины. При первичных статических испытаниях проверяется прочность грузоподъемного механизма в целом и отдельных его элементов путем его нагрузки грузом, на 25 % превышающим нормальную грузоподъемность. При периодических статических испытаниях нагрузка превышает грузоподъемность на 10 %. При динамических испытаниях периодически (не менее двух раз) поднимается и опускается груз, на 10 % превышающий предельный рабочий груз.
Обязательному периодическому техническому освидетельствованию подвергаются канаты, цепи, тали, краны, лебедки, подъемники, домкраты и другие грузоподъемные механизмы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.