Потоки в логистической системе. Методика оценки качества транспортных услуг, страница 5


 


ся крайне редко, но с помощью которой осуществляется анализ оперативной информации и производится выбор управляющего решения. Учетно-аналитические потоки содержат информацию, необходимую для анализа функционирования ЛС и ее отдельных элементов с целью корректировки ее структуры, функций, логистической концепции и т.д. Наконец еще один термин, который может вызвать затруднение – коммуникационные сети. Под этими сетями понимаются современные электронные средства связи, включающие локальные вычислительные сети, глобальную сеть Internet, спутниковые средства связи и т.д. С использованием таких сетей работают, в частности, такие средства связи, как факсимильная, электронная почта, телеконференции и т.п.

2.4. Потоки услуг

Одной из общих тенденций развития экономических систем является резкое увеличение доли сектора услуг по сравнению с сельским хозяйством и промышленностью. Например, в США эта доля составляет 72,3% от ВНП, индустрия – 25,6%, сельское хозяйство – 2,1%. Для сравнения эти соотношения в странах СНГ, соответственно, 23%, 56% и 21%, в Германии – 55,3%, 40,2%, 4,5%, в Бразилии 57,5%, 32,8%, 9,7 и в Индии – 39,5%, 27,2%, 33,3% [31]. Расширение сферы услуг объясняется многими причинами, в том числе, переориентацией деятельности многих фирм на конечного потребителя; развитием концепции всеобщего управления качеством в условиях усиления конкуренции; значительным (в большинстве случаев) превышением стоимости услуг прямых затрат на производство продукции; повышением степени специализации предприятий и организаций; социальными программами, принимаемыми государством.

К предприятиям сферы услуг, прежде всего, относят различные транспортные, дистрибьюторские компании, финансовые, торговые, страховые организации, консультационные фирмы, а также рестораны, медицинские учреждения, отели и т.д. Большое число элементов ЛС в той или иной степени являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с материальным потоком, продвигаемым на рынок или через различные элементы ЛС. Существуют также логистические системы, ориентированные исключительно на потоки услуг, как например, сеть станций технического обслуживания и пунктов автосервиса автомобилестроительных фирм, сфера образования, медицины, культуры, в которых материальные потоки вторичны и вводятся в систему постольку поскольку обеспечивают выполнение услуг.

Поток услуг – это комплекс специализированных работ, выполняемых каждым элементом ЛС для повышения эффективности всей ЛС и достижения ее целей.

С позиций логистики целесообразно классифицировать потоки услуг по следующим признакам:

·  по отношению к материальному потоку (вспомогательные – направленные на обслуживание и повышение качества исключительно материального потока; обеспечивающие – направленные на поддержание нормальной работы других элементов ЛС по пропуску материальных потоков; основные – собственно услуги, не требующие значительных материальных ресурсов);

·  по отношению к ЛС (внутренние – услуги, оказываемые элементами ЛС друг другу, внешние – услуги, оказываемые конечному потребителю или получаемые от другой организации или ЛС, входные – услуги, оказываемые логистической системе сторонними организациями, выходные – получаемые от другой организации или ЛС);

·  по степени связи с потребителем услуг (непосредственные – оказываемые при личном участии потребителя, дистанционные – не предусматривающие непосредственный контакт с потребителем услуг, анонимные – предполагающие отсутствие информации о потребителе услуг или их исполнителе);

·  по степени законченности (комплексные – предполагающие выполнение всех работ в определенной области, частичные – представляющие часть более общей сервисной операции, единичные – отдельные сервисные работы или услуги);