Потоки в логистической системе. Методика оценки качества транспортных услуг, страница 11

Опыт и теоретические исследования показывают, что в случае массовых перевозок оптимальным с экономической точки зрения становится обеспечение их равномерности. Поскольку грузополучатели и грузоотправители массовых грузов располагают развитым складским хозяйством, задача транспорта сводится к поддержанию рационального уровня запасов на этих складах путем выполнения перевозок с заданной регулярностью. Обеспечение срочных перевозок или перевозок к назначенному сроку в данном случае не имеет смысла, потому что наличие складов и запасов позволяет практически без потерь компенсировать достаточно большие отклонения от теоретически оптимальных сроков прибытия грузов. Однако такие "мягкие" требования к транспорту продиктованы не объективной потребностью грузовладельцев, а сложившимся положением дел, когда практически все транспортные клиенты были вынуждены иметь собственное складское хозяйство для обеспечения своей бесперебойной работы. И это при том, что затраты на строительство и эксплуатацию складского хозяйства зачастую требует гораздо больших затрат, чем затраты на транспортирование. В условиях рынка конечно никто не собирается "дарить" свои деньги, в данном случае, транспорту. Поэтому с усилением конкуренции на транспортном рынке регулярные перевозки будут постепенно вытеснены перевозками к назначенному сроку и срочными перевозками. Поскольку все больше транспортных предприятий предлагают качественные услуги по приемлемым ценам, грузовладельцам не имеет смысла нести огромные затраты на строительство и содержание складов. С другой стороны, транспортное предприятие для поддержания своей конкурентоспособности на высоком уровне должно быть готовым к постепенному уменьшению спроса на регулярные перевозки.

К сожалению, все эти рассуждения практически не относятся к монопольным видам транспорта, в частности, к магистральному железнодорожному транспорту. Однако наметившаяся в последние годы тенденция роста количества частных транспортных компаний, занимающихся перевозками грузов транспортных клиентов в собственных вагонах с использованием инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта, позволяет говорить об увеличении конкурентного сектора транспортного рынка, и, следовательно, повышении значимости оценки перевозок с позиции их качества.

Несмотря на то, что показатели регулярности прибытия грузов будут постепенно заменяться показателями перевозки к назначенному сроку и показателями срочной перевозки, рассмотрим пример ведомости учета регулярности прибытия грузов (рис. 2.5). В условиях полного отсутствия анализа качества перевозок организация даже такого учета — большой шаг в сторону повышения качества работы транспортного предприятия.

С точки зрения сложности, учет регулярности прибытия представляет собой достаточно простую задачу, поскольку достаточно документально фиксировать единственный параметр — момент прибытия груза (дату и время прибытия). Дополнительно можно вести учет номера поставки. Все остальные данные — расчетные.

Время между моментами прибытия двух ближайших перевозок (столбец C) определяется как простая разница моментов прибытия двух соседних по времени поставок. Например в ячейке C5 находится формула

=B5-B4

Excel предоставляет возможность корректно производить вычисления с данными, имеющими формат даты и времени, без дополнительных преобразований. Экономисты и бухгалтеры знают сколько ухищрений приходилось производить при автоматизированной обработке даты и времени в старых версиях электронных таблиц, не учитывавших, например, количество дней в разных месяцах, чередование високосных лет и, тем более, смену тысячелетия. В Excel дата или время хранятся в, так называемом, внутреннем числовом формате. Для корректной интерпретации таких данных они должны отображаться в одном из допустимых числовых форматов. В примере формат ячеек в столбце "B" имеют следующую спецификацию: