Модели выбора каналов сбыта и оптимального уровня логистического сервиса. Модель управления пропускной способностью транспортного элемента логистической системы

Страницы работы

Содержание работы

5.7. Модели выбора каналов сбыта и оптимального

уровня логистического сервиса

Большинство производителей на рынке предлагают свои товары через посредников. При этом приходится решать не только проблему выбора посредника, но и вопросы рациональной организации каналов сбыта. В общем случае имеется два альтернативных решения: организовать прямые поставки; организовать один или несколько распределительных центров, в которых бы выполнялись работы по концентрации, комплектации или разукрупнению грузопотоков.

Для выбора числа РРЦ и распределения между ними "взаимозаменяемых" сервисных услуг можно использовать следующие модели [1].


1) Модель выбора дистрибьютора. Допустим, что в регионе деловой активности работают фирм, принадлежащих одной корпорации или концерну. Фирмы поставляют продукцию  покупателям. Каждая фирма может иметь контракты на поставку продукции с каждым покупателем. Таким образом, максимальное количество контрактов на рынке сбыта составит . Обозначим через  число прямых контактов -го вида с -м покупателем, а через  - расходы на выполнение одного контракта. При наличии в регионе  распределительных центров  число прямых контрактов уменьшится. Введем переменную , определяющую число услуг -го вида , предоставляемых-й фирме -м распределительным центром. Допустим, что цена такой услуги известна и составляет. Если ориентироваться только на условие минимума стоимости дистрибьюторских услуг для концерна, то в случае минимальной суммарной стоимости услуг, предоставляемых РРЦ, по сравнению с услугами отдельных фирм, выгодно использовать централизованную форму распределения продукции. Формализовано это условие запишется в следующем виде

С другой стороны, для -го РРЦ выгодно предоставлять централизованные услуги, если он получит гарантированную прибыль в размере не менее , если собственные расходы РРЦ на предоставление услуг составляют , т.е. .

2) Модель распределения дистрибьюторских услуг между РРЦ.Если известно число РРЦ, выполняющих одни и те же услуги и принадлежащих одному концерну, то возникает задача оптимального распределения между ними транспортно-экспедиционных услуг так, чтобы суммарные расходы на выполнение этих услуг были минимальны

при условиях, что:

—  число транспортно-экспедиционных услуг, выполняемых РРЦ, является положительной величиной

—  суммарное число услуг, выполняемых РРЦ для всех клиентов, не должно превышать его перерабатывающей способности для –го вида услуг

—  число услуг, выполняемых всеми РРЦ для –го клиента, должно соответствовать потребному для него количеству услуг -го вида, задаваемого величиной

Данная модель является линейной, поэтому получить оптимальный план транспортно-экспедиционных услуг между РРЦ можно, воспользовавшись методами линейного программирования — симплекс методом или методом потенциалов. Рассмотрим на примере методику решения задачи распределения дистрибьюторских услуг между РРЦ с использованием стандартных средств поиска оптимального решения пакета Excel.

Допустим, что на полигоне имеется четыре () потребителя услуг двух () РРЦ, которые могут комплектовать, складировать и выполнять перевозку грузов клиентов. По каждому из трех видов транспортно-экспедиционных услуг известны потребности клиентов в них и возможности РРЦ по их выполнению. Также известны стоимости услуг каждого вида, выполняемых каждым РРЦ  для -го потребителя услуг.

Представим исходные данные в табличном виде и внесем их в таблицы Excel. Фактически, рассмотренная задача является многопродуктовой транспортной задачей. Поэтому для удобства ввода данных и анализа результатов разместим на отдельных листах Excel исходные данные для каждого вида транспортно-экспедиционных услуг (продуктов) (рис.5.3-5.5), а также результаты решения (рис. 5.6, 5.7).


Рис. 5.3 Лист Excel с исходными данными по операции

"комплектация"


Рис. 5.4 Лист Excel с исходными данными по операции "хранение"


Рис. 5.5 Лист Excel с исходными данными по операции

"транспортировка"



Рис. 5.6 Лист Exсel с результирующей таблицей

(показаны формулы – левые части ограничений

и содержимое целевой ячейки)

После внесения в таблицы исходных данных, а также формул для расчета целевой функции и левых частей ограничений задачи, необходимо при помощи команды Exсel "Сервис\Поиск решения" задать ссылки на целевую ячейку, ячейки-переменные и задать ограничения модели (рис. 5.6). Более подробные рекомендации по решению оптимизационных задач с помощью пакета Excel можно найти в учебном пособии [23] или в многочисленных руководствах по пакету Excel, например, в [24],[25].


Рис. 5.7 Результаты решения модели распределения транспортно-экспедиционных услуг между РРЦ

Похожие материалы

Информация о работе