5.7. Модели выбора каналов сбыта и оптимального
уровня логистического сервиса
Большинство производителей на рынке предлагают свои товары через посредников. При этом приходится решать не только проблему выбора посредника, но и вопросы рациональной организации каналов сбыта. В общем случае имеется два альтернативных решения: организовать прямые поставки; организовать один или несколько распределительных центров, в которых бы выполнялись работы по концентрации, комплектации или разукрупнению грузопотоков.
Для выбора числа РРЦ и распределения между ними "взаимозаменяемых" сервисных услуг можно использовать следующие модели [1].
С другой стороны, для -го РРЦ выгодно предоставлять централизованные услуги, если он получит гарантированную прибыль в размере не менее , если собственные расходы РРЦ на предоставление услуг составляют , т.е. .
2) Модель распределения дистрибьюторских услуг между РРЦ.Если известно число РРЦ, выполняющих одни и те же услуги и принадлежащих одному концерну, то возникает задача оптимального распределения между ними транспортно-экспедиционных услуг так, чтобы суммарные расходы на выполнение этих услуг были минимальны
при условиях, что:
— число транспортно-экспедиционных услуг, выполняемых РРЦ, является положительной величиной
— суммарное число услуг, выполняемых РРЦ для всех клиентов, не должно превышать его перерабатывающей способности для –го вида услуг
— число услуг, выполняемых всеми РРЦ для –го клиента, должно соответствовать потребному для него количеству услуг -го вида, задаваемого величиной
Данная модель является линейной, поэтому получить оптимальный план транспортно-экспедиционных услуг между РРЦ можно, воспользовавшись методами линейного программирования — симплекс методом или методом потенциалов. Рассмотрим на примере методику решения задачи распределения дистрибьюторских услуг между РРЦ с использованием стандартных средств поиска оптимального решения пакета Excel.
Допустим, что на полигоне имеется четыре () потребителя услуг двух () РРЦ, которые могут комплектовать, складировать и выполнять перевозку грузов клиентов. По каждому из трех видов транспортно-экспедиционных услуг известны потребности клиентов в них и возможности РРЦ по их выполнению. Также известны стоимости услуг каждого вида, выполняемых каждым РРЦ для -го потребителя услуг.
Представим исходные данные в табличном виде и внесем их в таблицы Excel. Фактически, рассмотренная задача является многопродуктовой транспортной задачей. Поэтому для удобства ввода данных и анализа результатов разместим на отдельных листах Excel исходные данные для каждого вида транспортно-экспедиционных услуг (продуктов) (рис.5.3-5.5), а также результаты решения (рис. 5.6, 5.7).
Рис. 5.3 Лист Excel с исходными данными по операции
"комплектация"
Рис. 5.4 Лист Excel с исходными данными по операции "хранение"
Рис. 5.5 Лист Excel с исходными данными по операции
"транспортировка"
(показаны формулы – левые части ограничений
и содержимое целевой ячейки)
После внесения в таблицы исходных данных, а также формул для расчета целевой функции и левых частей ограничений задачи, необходимо при помощи команды Exсel "Сервис\Поиск решения" задать ссылки на целевую ячейку, ячейки-переменные и задать ограничения модели (рис. 5.6). Более подробные рекомендации по решению оптимизационных задач с помощью пакета Excel можно найти в учебном пособии [23] или в многочисленных руководствах по пакету Excel, например, в [24],[25].
Рис. 5.7 Результаты решения модели распределения транспортно-экспедиционных услуг между РРЦ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.