Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» (Содержание дисциплины. Методические материалы для текущего и рубежного контроля качества подготовки студентов), страница 8

3.Научная революция в естествознании это:  а) превращение науки в элемент производительных сил общества;  б) коренное, качественное  изменение научных картин мира; в) важное научное открытие в одной из дисциплин.

Научная революция  в физике  в конце Х1Х – начале ХХ вв. была связана с открытием: а) интерференции; б) электромагнетизма; в) делимости атома.

5. Научная революция в биологии середины Х1Х века связана с: а) созданием эволюционного учения Ч.Дарвина; б) открытием микробов; в) изобретением микроскопа.

6. Интеграция знания  ведет к созданию предпосылок для открытия:          

а) фундаментальных законов; б) границ демаркации между науками; в) путей перехода эмпирического знания в теоретическое знание.

7.Понятие «парадигма»  ввел в широкое научное употребление: а) К.Поппер; б) Т.Кун;       

   в) Ф.Энгельс.

8. Взгляд, согласно которому развитие науки происходит путем постепенного и непрерывного накопления новых научных истин называется: а) позитивизмом;           б) кумулятивизмом;  в)модернизмом.

9. Принцип фальсификации применяется  в качестве: а) критерия научного статуса теории; б) для критики научных оппонентов; в) для сокрытия истины.

10. Итогом исторического развития естествознания  будет  создание: а)  единой науки о природе; б) материалистического мировоззрения; в) учения о первоначале бытия.

                                Семинар 2. Методология научного познания.

1.  Какие формы научной деятельности не относятся к эмпирическим:                       а) эксперимент; б) наблюдение; в) построение гипотез.

2.  Принцип  верификации применяется для: а) выявления научного смысла  высказываний; б) доказательства истинности  научных теорий; в) опровержения ненаучных  гипотез.

3.  Главное требование, предъявляемое к научным моделям: а) сходство с оригиналом; б) возможность получения  научной информации о свойствах оригинала; в) снижение расходов на исследовательские работы.

4.   В какой области знания  раньше всех стали использовать аксиоматику: а) в медицине; б) в геометрии; в)  в ювелирном искусстве.

5.   Основоположником экспериментального естествознания  в новоевропейской науке является:  а) И.Ньютон; б) Р.Декарт;  в) Ф.Бэкон.

6.  В античной и средневековой науке  пользовались по преимуществу методом:         а) индукции; б) дедукции; в) аналогии.

7.  «Исследовательская программа» как концептуальный модуль науки ввел в научный оборот: а) М.В.Ломоносов; б) И.Лакатос; в) Л.Витгенштейн.

8.  Какой методологический принцип более эффективен для исследования процесса развития научного знания: а) фальсификации; б) верификации; в) конструкции.

9.   Герменевтика исследует в качестве главной проблему: а) объяснения;                 б) сравнения; в) понимания.

10.  Кому принадлежала идея  осуществлять классификацию наук не по предмету исследования, а по методу?: а) В.Виндельбанд; б)И.Кант; в) Г.Лейбниц.

Семинар  3.  Движение, пространство и время в  классической и релятивистской    

                                                                 картинах мира

1.  Автором идеи абсолютного пространства и времени в классической картине мира является: а) Б.Паскаль; б) И.Ньютон; в) Г.Лейбниц.

2.  Какие из перечисленных свойств непосредственно не относятся к свойствам времени?: а) трехмерность; б) необратимость; в) длительность.

3.  Какие из перечисленных свойств непосредственно не относятся  к свойствам пространства?: а) прерывность; б) непрерывность; в) одномерность

4.   Автором  гелиоцентрической системы  в Новое время был: а) Н.Коперник; б) И.Кеплер; в) Г.Галилей

5.   Расстояние между звездами измеряют в: а) километрах; б) парсеках; в) метрах.

6.  В релятивистской картине мира   свойства пространства и времени:                    а) независимы друг от друга; б) относительны; в) абсолютны.

7.   В настоящее время  в нашей стране официально признанным календарем является: а) юлианский; б) церковно-славянский; в) григорианский