Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» (Содержание дисциплины. Методические материалы для текущего и рубежного контроля качества подготовки студентов), страница 5

Тема 30. Процессы самоорганизации в социальных системах. Эволюция и самоорганизация в социальных  системах. Специфика  эволюции процессов самоорганизации в экономике, политике, науке и культуре. Социокультурный подход в познании процессов самоорганизации социальных систем.                             2ч

Тема 31. Глобальные проблемы современности и их социальная природа. Человек и природные ресурсы. Сущность антропного принципа. Ресурсная и биосферная модели устойчивых  систем.  Природа глобализма, его социально-экономические, политические и научно-технические предпосылки.                 2ч.                                                

Тема 32. Будущее человечества и проблемы формирования планетарной модели устойчивой  социокультурной  системы. Принципы рационального природопользования и прогнозы «Римского клуба» Коэволюция как способ гармонизации системы «человек – общество – природа». Экологические и антиглобалистские  движения.                                                                                 2ч.

Тема 33. Системный подход как принцип естественнонаучного понимания мира. Специфика системного миропонимания. Сущность системного метода, его познавательные и эвристические возможности.                                                     2ч.

Тема 34. Естественнонаучная картина мира и ее роль в формировании  современного мировоззрения. Естественнонаучный и гуманитарный подходы к объяснению и пониманию мира. Понятие «научная картина мира» и основные принципы ее построения. Научная картина мира и мировоззрение.                     2ч.                                                                                          

Всего 72 часа

2.2. Практические и семинарские занятия

-  Генезис науки: тенденции, формы, движущие силы

2ч.

-  Формы и методы научного познания

2ч.

-  Движение, пространство, время в классической и релятивистской картинах мира.

2ч.

-  Концепция атомизма

2ч.

-  Электромагнитная картина мира и естественнонаучное ее подтверждение

2ч.

-  Термодинамическая концепция и действие динамических и статистических  закономерностей в природе

2ч.

-  Концептуальные уровни в познании вещества и химические системы.

2ч.

-  Эволюционная химия, ее основные проблемы. Контрольная работа №1

4ч.

-  Концепции эволюции в биологии

2ч.

-  Концепция биосферы и ноосферы

2ч.

-  Концепция экологии

2ч.

-  Концепция  антропогенеза

2ч.

-  Кибернетика и ее место в системе научного знания

- Концепция синергетики

2ч.

-  Современная естественнонаучная картина мира и мировоззрение Контрольная работа №2

4ч.

Всего 36 часов

2.3  Лабораторные занятия, их наименования и объем в часах

-нет

2.4          Курсовой проект (работа)

-нет

2.5  Содержание и объем самостоятельной работы студентов

.

q Подготовка тем лекционного курса, выносимых для самостоятельного изучения

24ч.

q      - Язык науки.

- Принципы симметрии и необратимость времени.

4ч.

- Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности

4ч.

- Принципы универсального эволюционизма

4ч.

- Путь к единой культуре

4ч.

-Структура естественнонаучного познания

4ч.

q Подготовка к семинарским занятиям

18ч.

q Выполнение домашних заданий

32.

-     решение тестов (10 тестов к каждому семинару) 16 х 1 = 16ч.

-     подготовка к контрольным работам №1,2             2 х 8   = 16ч.

q Подготовка к рубежному контролю (изучение лекционного материала)

18ч.