- об экологической ситуации и гармонизации отношений человека с миром.
После изучения курса «Концепции современного естествознания» студенты должны приобрести следующие умения и навыки:
- использовать специальные источники информации для пополнения своих знаний и опыта;
- использовать полученные знания для повышения эффективности и продуктивной практической деятельности по своей специальности.
1.3 Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины
Для изучения концепций современного естествознания необходимо знание следующих дисциплин в объеме средней школы:
- химия;
- физика;
- математика;
- биология;
- астрономия;
- история и обществоведение.
2. Содержание дисциплины
2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Модуль первый. Методология концептуального научного
объяснения и понимания процессов в неживой природе.
Тема 1. Предмет КСЕ. Естественнонаучный подход к изучению и пониманию природы: Задачи курса и порядок его изучения. Роль курса в формировании специалиста гуманитарных специальностей согласно квалификационной характеристике специалиста. Особенности, основания и рамки применения естественнонаучного подхода к изучению и пониманию природы. Проблема демаркации научного и ненаучного знания. Объяснение и понимание, их единство и различие в научном знании. 2 ч.
Тема 2. Специфика и тенденции развития научного знания: Кумуляция знанияДифференциация и интеграция знанийРост и развитие научного знания. Научные революции и их роль в развитии науки и культуры.2ч.
Тема 3. Методология научного познания: эмпирический уровень: Специфика эмпирического уровня научного познания. Формы эмпирического уровня научного познания: научный факт, наблюдение, эксперимент. Структура эксперимента. Измерение и измерительный эксперимент. Моделирование и модельный эксперимент. Методы обработки и упорядочивания научных фактов: описание, сравнение, аналогия, анализ, классификация, систематизация, индукция.
2ч.
Тема 4. Методология научного познания: теоретический уровень: Специфика теоретического уровня научного познания. Формы теоретического уровня научного познания: гипотеза и принципы построения научных гипотез. Теория и принципы проверки научных теорий: принципы очевидности, наблюдаемости, верификации и фальсификации. Проблема взаимосвязи аналитических и синтетических суждений. Метод дедукции. 2ч.
Тема 5. Движение и развитие. Классификация форм движения: Категория движения: Основания классификации форм движения. Проблема взаимосвязи простых и сложных, низших и высших форм движения. Развитие и его критерии в естествознании. Принцип историзма. 2ч.
Тема 6. Пространство и время как естественнонаучные категории и основания построения научных картин мира. Определения пространства и времени и характеристика их основных свойств. Пространство и время в механистической картине мира Галилея – Ньютона. Специальная теория относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Релятивистская механика. Условия инвариантности отрезков длин, интервалов времени, массы и энергии. 2ч.
Тема 7. Структурные уровни организации материи: микро-, макро-, мегамиры: Всеобщие атрибуты материи. Бесконечность, вечность, неисчерпаемость как методологические принципы их познания. Структурные уровни организации материи. Система, элемент, структура, часть, целое, единичное и общее. Микро-, макро-, мегамиры и их качественные характеристики. 2ч.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.