Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» (Содержание дисциплины. Методические материалы для текущего и рубежного контроля качества подготовки студентов), страница 2

-  об   экологической ситуации и гармонизации отношений человека с миром.

После изучения курса «Концепции современного естествознания» студенты должны приобрести следующие умения  и навыки:

-  использовать специальные источники информации для пополнения своих знаний и опыта;

-  использовать полученные знания для повышения эффективности и продуктивной  практической деятельности по своей специальности.

1.3 Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины

Для изучения концепций современного естествознания необходимо знание следующих дисциплин в объеме средней школы:

-     химия;

-     физика;

-     математика;

-     биология;

-      астрономия;

-    история и  обществоведение.

2.   Содержание дисциплины

2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Модуль первый.   Методология         концептуального            научного

                   объяснения и понимания  процессов в неживой природе.

Тема 1. Предмет КСЕ. Естественнонаучный подход к изучению и пониманию природы: Задачи курса и порядок его изучения. Роль курса в формировании специалиста гуманитарных специальностей согласно квалификационной характеристике специалиста. Особенности, основания и рамки применения естественнонаучного подхода к изучению и пониманию природы. Проблема демаркации научного и ненаучного знания. Объяснение и понимание, их единство и различие в научном знании.                                                                                    2 ч.

Тема 2. Специфика и тенденции развития научного знания: Кумуляция      знанияДифференциация и интеграция знанийРост и развитие научного знания. Научные революции и их роль в развитии науки и культуры.2ч.

Тема 3. Методология научного познания: эмпирический уровень:                                               Специфика эмпирического уровня научного познания. Формы эмпирического уровня научного познания: научный факт, наблюдение, эксперимент. Структура эксперимента. Измерение и измерительный эксперимент. Моделирование и модельный эксперимент. Методы обработки и упорядочивания  научных фактов: описание,  сравнение, аналогия, анализ, классификация, систематизация, индукция.                                                     

2ч.

Тема 4. Методология научного познания: теоретический уровень: Специфика теоретического уровня научного познания. Формы теоретического уровня научного познания: гипотеза и принципы построения научных гипотез. Теория и принципы проверки научных теорий: принципы очевидности, наблюдаемости,  верификации и фальсификации. Проблема взаимосвязи  аналитических и синтетических суждений. Метод дедукции.                                                                                                        2ч.

Тема 5. Движение и развитие. Классификация форм движения: Категория движения: Основания классификации форм движения. Проблема взаимосвязи простых и сложных, низших и высших форм движения. Развитие и его критерии в естествознании. Принцип историзма.                                                                   2ч.

Тема 6. Пространство и время как естественнонаучные категории и основания построения научных картин мира. Определения пространства и времени и характеристика  их основных свойств. Пространство и время в механистической картине мира Галилея – Ньютона. Специальная теория относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Релятивистская механика. Условия инвариантности отрезков длин, интервалов времени, массы и энергии. 2ч.

Тема 7. Структурные уровни организации материи: микро-, макро-, мегамиры: Всеобщие атрибуты материи. Бесконечность, вечность, неисчерпаемость как методологические принципы их познания. Структурные уровни организации материи. Система, элемент, структура, часть, целое, единичное и общее. Микро-, макро-, мегамиры и их   качественные  характеристики.                                   2ч.