Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» (Содержание дисциплины. Методические материалы для текущего и рубежного контроля качества подготовки студентов), страница 12

3.  Идея «Большого Взрыва» в космологии. Ее методологическая роль.

4.  Молекулярно-кинетическая теория строения вещества.

Вариант 16.

1.  Основные принципы классификации наук

2.  Механистическая картина мира.

3.  Современные представления о строении  Солнца и Солнечной системы.

4.  Понятие научного факта и его роль в познании.

Вариант17.

1.  Электромагнитная картина мира.

2.  Основные этапы эволюции  звезд.

3.  Объяснение и понимание: их единство и различие в познании мира.

4.  Теология и наука, их мировоззренческая роль

Вариант 18.

1.  Форма и строение Галактики.

2.  Эмпирический и теоретический уровни познания. Их специфика и единство.

3.  Основные функции языка науки.

4.  Понятие закона и закономерности.

Вариант 19.

1  .Мировоззренческие выводы из теории относительности.

2  Редукционизм и границы его применения.

3  Строение Земли.

4  Механистическая картина мира.

Вариант 20.

1.  Пространство и времы в специальной теории относительности (СТО)

2.  Принцип причинности в современной физике.

3.  Понятие химического катализа и его методологическая роль.

4.  Эволюция земной коры.       

                       5.2.0. Модуль  второй. Методология концептуального научного анализа процессов в живой природе и обществе.

                                           5.2.1.  Тесты текущего контроля

                                Семинар 1.Концепция биологических систем

1. Какая из перечисленных теорий происхождения жизни наиболее достоверная:             

а) биохимической эволюции; б) креационистская; в) панспермии?

2. Какой структурный элемент клетки является переносчиком одного наследственного признака: а) ДНК; б) ген; в) хромосома?

3. Клеточная теория живых организмов разработана: а) Ж.Б.Ламарком; б) Л Пастером;

         в) М. Шлейденом и Т.Шванном.

4.Доклеточные предки живых организмов называются: а) протобионтами;                     

        б) коллоидами; в) хромосомами.

5.Прокариотами называются организмы, в которых: а) клетки содержат ядра; б) клетки

         не содержат оформленного ядра; в) отсутствует клеточное строение.

6. Какие из перечисленных организмов  не относятся к эукариатам: а) растения;           

         б) животные; в) бактерии?

7. Минимальным элементом живой системы является: а) клетка; б) организм;                 

         в) популяция.

8.  Элементарными единицами эволюции являются: а) биоценоз; б) популяция;             

          в) биогеоценоз.

9. Свойство оптической изомерии открыл: а) И.И.Мечников; б) И.П.Павлов;                

         в) Л.Пастер.

10. Какой из перечисленных элементов наиболее важен для возникновения жизни:

а) углерод; б) кальций; в) фосфор?

                                  Семинар 2. Концепция эволюции в биологии

1.  Создателем эволюционной теории является: а) Ч.Дарвин; б) Г.Мендель;                   

            в) А.И.Опарин.

2.  Основоположником генетики является: а) Н.И.Вавилов; б) Г.Мендель;                    

           в) Ж.Б.Ламарк.

3.  Мутация это: а) полное преобразование гена; б) деление клеточного ядра;          

                              в) частичное  изменение структуры гена.

4. Движущей силой эволюции, согласно эволюционной теории, является:

а) естественный отбор; б) взаимопомощь и поддержка; в) внутривидовая

         борьба.

5. Материальным носителем  наследственной информации является молекула:      

           а)  РНК; б) ДНК; в) нуклеиновой кислоты.

6. Сколько пар хромосом содержит ДНК  клетки человека: а) 21; б) 46; в) 23?

7. При искусственном отборе полезные человеку мутации: а) сохраняются;              

    б) уничтожаются; в) частично сохраняются.

8.Внутривидовая борьба это конкуренция между: а) особями одного вида;            

   б) особями одной популяции; в) особями разных популяций.

9.Автором хромосомной теории наследственности является: а) Т.Д.Лысенко;      

     б) Гуго де Фриз; в) Т.Морган.

10.Понятие наследственной мутации ввел: а) Гуго де Фриз; б) Август Вейсман;