Методические аспекты использования ИКТ в обучении географии
Важным принципом применения компьютерных программ является их совместимость с традиционными формами обучения.
Для реализации учебных задач необходимо учитывать тип и структуру ППС (педагогические программные средства): обучающие программы, контролирующие, обучающе-контролирующие.
ИКТ как мультимедиавыступление: урок № 41 ''Урал - каменный пояс Русской земли''.
В ходе выступления демонстрируется на экране:
- наименование темы, основные тезисы;
- неподвижные и подвижные иллюстрации.
Такой вид урока становится все более распространенным, повышая эффективность личной коммуникации:
- восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха, что создает благоприятные условия для восприятия материала как для учащихся аудиалов, так и для визуалов;
- выделение основных положений материала на экране;
- во время выступления не тратится время на написание тезисов, текста на доске;
- учитель не теряет контакта с аудиторией;
- сокращается время на выступление.
Таким образом, применение ИКТ на уроках географии позволяет повысить уровень самообразования, открыть дорогу в широкий мир познания и диалога культур; повышает уровень мотивации учебной деятельности. Самое главное достоинство использования ИКТ – соответствие социальному заказу, предъявляемому обществом к школе.
Базовый учебник:
Баринова И. И.
География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.
– 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 228 с.: ил., карт.
''Кавказ – самые молодые и высокие горы России''
Цель: изучить особенности Северного Кавказа – самого небольшого по площади природного региона России.
Задачи:
- Обучающая: сформировать образ Кавказских гор; знание о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа; установление зависимости между рельефом и тектоническим строением Кавказских гор по физической и тектонической картам. Выявление разнообразия органического мира региона. Познакомиться с новыми терминами: лакколиты, фён, бора.
- Развивающая: продолжить формирование умений работать с тематическими картами, схемами; формирование общенаучных умений устанавливать причинно-следственные связи; развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний.
- Воспитательная: эстетическое воспитание (на примере красоты пейзажей Кавказа), патриотическое, экологическое воспитание.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: тематические карты России, физическая карта Кавказа, мультимедиапроектор, слайды.
Межпредметные связи: биология, история, литература.
Номенклатура: Главный (Скалистый) хребет. Полуострова: Таманский, Апшеронский. Горы: Эльбрус, Казбек. Реки: Кубань, Терек. Курорты: Кисловодск, Минеральные воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста.
Термины и понятия: молодые складчатые горы, Альпийское горообразование, вулканизм, лакколиты, куэсты, минеральные источники, суховеи, черные бури, снежные лавины, фен, бора, плавни.
Персоналии: Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю.
Урок проводится в форме лекции с элементами беседы. По ходу занятия учащиеся составляют в тетради конспект.
Ход урока:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.