Кавказ – самые молодые и высокие горы России. Урал - каменный пояс Русской земли. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала (Планы-конспекты уроков географии в 8 классе), страница 3

Урок № 41

Урал – ''Каменный пояс Русской земли''

Цель: изучить особенности Урала – граница между Европой и Азией.

Задачи:

-  Обучающая: продолжить формирование представлений об особенностях и главных чертах регионов России. Расширить и углубить знания об особенностях ГП, происхождения, строения и орографии Урала. Продолжить формирование представлений о природно-ресурсном потенциале Урала.

-  Развивающая: продолжить формирование умений учащихся работать с различными источниками географической информации; сопоставлять их  и делать выводы.

-  Воспитательная: расширение мировоззрения , эстетическое воспитание (пейзажи Урала, уральские самоцветы и изделия из них, Кунгурская ледяная пещера).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Урала, мультимедиапроектор, слайды.

Межпредметные связи: физика; внутрипредметные связи: экономическая география России.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

1. Орг. момент

3 мин.

2. Проверка Д/з.

15 мин.

3. Изучение нового материала

20 мин.

4.

Закрепление

2 мин.

Д/з

1 мин.

Приветствие. Сообщение отметок за проверочную работу на предыдущем занятии.

Вывожу на экран слайд с заданием к контрольной работе по теме ''Северный Кавказ''.

Через 15 минут играем в ''Космодром Байконур'': считаю: 10, 9, 8, 7… 0. Кто не успел сдать листочки – работы не принимаю.

''Ребята, вы уже почти год изучаете географию России. Скажите, Россия – это европейская или азиатская страна?''

''Действительно, часть территории нашей страны лежит в Европе, а часть – в Азии. А где проходит граница между ними?''

''Верно. Урал делит Россию на две части, как бы опоясывает ее. В переводе с тюркского ''Урал'' переводится как ''пояс''.

Запишите в тетради дату и тему сегодняшнего урока: ''Урал – ''Каменный пояс Русской земли'' (вывожу на экран 2-й слайд).

Вслух зачитываю содержание слайда. Одновременно с этим использую прием моделирования. Модель: ''Столкновение двух платформ и образование складчатой области''.

Зачитываю самый верхний блок слайда. Задание для учащихся: ответить на вопросы и задания слайда и основное записать в тетрадь.

Вывожу на экран слайд и задаю вопрос: ''Как отразилось на рельефе Урала его склчато-глыбовое строение''?

Задание для учащихся: рассмотреть тектоническую схему Урала и прилегающих природных регионов (Русская и Западно-Сибирская равнины); какая тектоническая структура располагается к западу от Урала (на месте ''?'').

Зачитываю основные тезисы слайда (выделены ярко-синим цветом).

Вслух читаю текст слайда. Задание для учеников: переписать в тетрадь несколько названий поделочных и драгоценных камней Урала.

Рассказываю учащимся о красоте природы Урала, о Кунгурской пещере.

Рассказываю об уральских самоцветах, вспоминаем с учащимися фильм ''Хозяйка медной горы''.

Задаю учащимся вопросы:

  1. В чем специфика ГП Урала?
  2. В чем причина богатства Урала различными полезными ископаемыми?

& 32. Прочитать, ответить на вопросы после параграфа; нанести на к/к районы Урала, крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Приветствие.

Выполняют задания контрольной работы. Задания для двух вариантов: 1-й – задания 1, 3, 5, 7, 9; 2-й – 2, 4, 6, 8, 10. Через 7 минут переворачивают листочки и выполняют задания для другого варианта. По истечении 15 минут сдают работы.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают в тетрадь тему урока.

Слушают, смотрят,  образно представляют события, описанные в тексте.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, используя физическую карту Урала.

Просматривая текст слайда, отвечают на вопрос.

Сопоставляя тектоническую карту со схемой слайда, заполняют ''пробел'' (''?'').

Далее выполняют оставшиеся задания, также сопоставляя схемы слайда с тематическими картами атласа.

Отвечают на вопросы текста. На физической и тектонической картах находят месторождения полезных ископаемых.

Записывают в тетради названия некоторых драгоценных и поделочных камней Урала.

Смотрят на экран, слушают.

Слушают, смотрят на экран, высказывают свои комментарии.

  1. Урал – граница между Европейской и азиатской частями России. Он пересекает с севера на юг всю территорию нашей страны.
  2. Богатство Урала полезными ископаемыми – результат тектонической истории гор: под воздействием разрушения в мезозое рудные залежи, находившиеся ранее на больших глубинах, оказались практически под ногами, на дневной поверхности.

''Контрольная работа по теме ''Кавказ''

''Урал – ''Каменный пояс Русской земли''

''Давным-давно Уральских гор…''

''Урал – граница между Европой и Азией. ГП Урала''

Особенности рельефа Урала.

''Геологическое строение и полезные ископаемые Урала''.

Полезные ископаемые Урала.

Драгоценные и поделочные камни Урала

Кунгурская ледяная пещера.

Уральские самоцветы

(3 слайда).