Урок 43.
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.
Цель: изучить наиболее интересные природные объекты Урала; познакомиться с экологическими проблемами региона.
Задачи:
- Обучающая: познакомиться с уникальными объектами Урала; рассмотреть экологические проблемы региона и причины их возникновения, пути их решения. Продолжить формирование представлений об особенностях и главных чертах природы Урала.
- Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, сопоставлять тематические карты и делать выводы.
- Воспитательная: экологическое и эстетическое воспитание; расширение мировоззрения.
Оборудование: физическая карта Урала, тематические карты атласа, слайды.
Тип Урока: урок новых знаний..
Межпредметные связи: биология, история.
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайд |
1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний (5 мин.) 2.Изучение нового материала (25 мин.).
(2 мин.) |
Задание для учащихся: озвучить особенности Урала как природного региона и определить, с какими из особенностей уже познакомились. Предлагаю ученикам сформулировать цель урока. Задание: прочитать общие черты речной сети Урала и поразмышлять над вопросами (выделены синим цветом). Классификацию рек Урала записать в тетрадь. Вывожу на экран титульный слайд. Вывожу на экран слайд с проблемным вопросом. Выслушав мнения учащихся, вывожу на экран следующий слайд, иллюстрирующий ответ на проблемный вопрос. Объясняю механизм образования останцов. Вопрос: Почему Средний Урал наиболее освоен по сравнению с другими районами? Рассказываю о Кунгурской ледяной пещере, о причинах ее образования. Провожу аналогию с карстовыми пещерами Алтая (Усть-Канская, Кыркылинская, Денисова и др.) Вопрос: С каким историческим событие у Вас ассоциируется название реки Чусовой? Рассказываю об этой реке как еще одном уникуме Урала. Задание: Вспомните, что такое заповедник; Какой вклад в развитие физической географии внес Ферсман? Задание: Ответив на вопросы, предложите пути решения экологических проблем Урала. Выслушав предложения учащихся, вывожу на экран следующий слайд. Комментирую Д/з. |
Зачитывают вслух особенности Урала. Отмечают, что первые две особенности уже были изучены ими на предыдущих занятиях. Поэтому цель урока – рассмотреть оставшиеся две особенности региона. Думают над вопросами, записывают схему деления рек Урала в тетрадь. Записывают в тетрадь дату и тему урока. Высказывают гипотезы. Смотрят на иллюстрацию, новые понятия (''курумы'', ''каменные поля'') записывают в тетрадь. В атласе находят название национального парка на западном склоне Приполярного Урала. Фиксируют в тетради особенности рельефа и ООПТ Северного Урала. Вспоминают особенности рельефа и высоту Среднего Урала. По карте находят крупнейшие города Северного Урала. В тетради фиксируют понятие ''карст''. Слушают. Вспоминают о Ермаке и его путешествии по р. Чусовой с дальнейшей переправой на сибирские реки. Записываю в тетрадь название этого уникума и его ГП, которое определяют по карте. Записывают в тетрадь природный уникум Южного Урала. Если у учащихся возникают затруднения с понятием ''заповедник'', то в помощь им можно предложить воспользоваться с. 26 атласа для 8 кл. к учебнику Бариновой (издательство ДРОФА). Записывают в тетрадь название рассматриваемого заповедника и его назначение (охраняемые в нем объекты). Выполняют задания и отвечают на вопросы (выделены ярко-зеленым цветом). Высказывают предложения по улучшению экологической ситуации на Урале. Фиксируют в тетради пути решения экологических проблем. Записывают Д/з. |
''Особенности Урала'' ''Природные уникумы Урала. Экологические проблемы региона''. ''Уральские горы более молодые по сравнению с Кавказскими…''
''На формирование рельефа…''
Внешние факторы, повлиявшие на формирование рельефа Северного Урала.
''Средний Урал''
''Кунгурская ледяная пещера''
''Река Чусовая''
''Ильменский государственный заповедник'' (2 слайда)
''Экологические проблемы Урала''
''Необходимые меры по улучшению экологической ситуации на Урале'' |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.