РЕЛЬЕФ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В центре современного образования поставлена личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию. Реализовать сложные задачи по формированию личности учащихся помогают различные виды учебной деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие, самостоятельные работы, зачеты.
Целью данной методической разработки является вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, сформировать нестандартное мышление, выбирать наиболее рациональное решение, обучить выделять существенное в содержании, делать выводы и обобщения.
Ученики в классе разные, поэтому необходимо разглядеть их способности, и, опираясь на них, развивать личность школьника.
Тема: «Рельеф Алтайского края» является важным компонентом содержания образования.
Цель урока – углубление, расширение и конкретизация знаний и умений школьников при исследовании особенностей рельефа.
Содержание учебного материала позволяет организовать развитие оценочной составляющей учебной деятельности учеников через выполнение заданий по оценке и характеристике рельефа, степени воздействия на него человека.
Для организации усвоения материала урока необходимо развитие умений и навыков школьников работать с различными источниками информации: картами, географическими текстами и др.
Учитель на уроке выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультантом и помощником.
Основные методы урока – частично-поисковый и творческий. Урок построен на самостоятельной деятельности учеников по осознанию проблемы и поиску способов ее решения.
Для составления плана урока использовалась программно-методическая разработка Подкорытова Л.Д., Савина В.А. Уроки географии Алтайского края ( из опыта работы ). – Барнаул: Позиция, 1996. В плане-конспекте урока даны конкретные ссылки на учебник Ревякин В.С., Ревякина Н.В., Малиновский А.В. География Алтайского края – Барнаул, 1995г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Рельеф Алтайского края. Основные формы рельефа и их размещение.
ЦЕЛИ:
Образовательные: познакомить учеников с главными чертами рельефа Алтайского края, закономерностями их размещения по территории края.
Развивающие: развивать умения работать с географическими картами и другими источниками географической информации; развивать самостоятельность и познавательный интерес у школьников.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, ответственности за свою деятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Физическая карта Алтайского края, атлас Алтайского края, учебник, контур Алтайского края, фотографии, книги, картины – формирующие образ рельефа края.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
Повторение с учащимися уже известных терминов и понятий; беседа-диалог – проверка знаний учащихся о рельефе; беседа с использованием географической карты о главных чертах рельефа Алтайского края и закономерностях размещения основных форм рельефа по территории края; практическая работа учащихся с самостоятельным выбором формы фиксации результатов. Практическая работа носит опережающий характер и готовит учеников для более глубокого и самостоятельного усвоения следующих тем.
СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ:
Анализ физической и тектонической карт Алтайского края; выделить главные черты рельефа края, установить связь рельефа с другими компонентами природы, оценить роль рельефа в жизни человека; обсудить проблемы использования и охраны рельефа края; отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам; изучить различные источники информации, работать с текстом учебника, слушать и записывать информацию, выполнить практическую работу.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
Рельеф, горы, равнины, плато, возвышенность, кряж, увалы, ложбины древнего стока.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЬЕКТЫ:
Равнины: Кулундинская, Предалтайская; плато: Приобское; возвышенность: Бийско-Чумышская; кряж: Салаирский; хребты: Колыванский, Коксуйский, Коргонский, Бащелакский, Ануйский, Чергинский, Семинский.
ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА:
Оценить значимость проблем связанных с влиянием человека на рельеф.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала
СТРУКТУРА УРОКА
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.