Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников (предполагаемые ответы учеников) |
Орг.момент Сообщение темы урока Мотивация деятельности учащихся Постановка цели урока перед учащимися. Выделение этапов урока. Подготовительная беседа Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний и умений. Рефлексия. Физ. минутка. Практическая работа Домашнее задание. |
Приветствие учащихся. Сегодня начинаем изучать новую тему. Переходим к изучению природных компонентов края. Первый природный компонент, который начнем изучать и исследовать – это рельеф края Поэтому тема нашего урока: «Рельеф Алтайского края. Основные формы и их размещение.» -Как вы думаете, почему именно с этой темы, мы будем изучать природные особенности края? -Зачем вам знания о рельефе края и как вы можете применить эти знания на практике? -Какое значение имеет рельеф для других компонентов природы? Отразите ответ в виде схемы на доске По ходу заполнения схемы ответы обсуждаются в виде дискуссии со всем классом. -Какое значение имеет рельеф для жизни и деятельности человека? Отразите свой ответ в виде схемы на доске. -Какой можно сделать вывод.? Таким образом, какая цель стоит перед нами в изучении данной темы.? Молодцы! Вы верно сформулировали цель урока. -Как вы думаете с чего необходимо начать изучать данную тему, чтобы достичь поставленной цели? Верно, это первое, что мы с вами сделаем. -Каковы будут ваши последующие шаги для достижения цели? Последнее, что мы с вами сделаем на уроке - это выполним практическую работу для закрепление ваших знаний и умений. Форму выполнения практической работы вы выберите сами. Выявление опорных знаний и умений, необходимых для усвоения темы осуществляется через диалог и постановку вопросов. -Что такое рельеф? -Какие выделяют основные формы рельефа? -В чем причина разнообразия рельефа? -Назовите внутренние и внешние процессы, изменяющие рельеф. Итак, мы с вами вспомнили что такое рельеф. Далее, прежде чем перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, какие способы действий надо выполнить, чтобы правильно составить характеристику рельефа. Осуществить проверку уровня владения учащимися знаний о способах действий можно по средствам следующих вопросов: -С помощью каких источников географической информации следует составлять характеристику рельефа края? -Достаточно ли одной физической карты для характеристики рельефа? -Какие? -Какие сведения можно получить из: а) тектонической карты; б) геологической карты; в) карты четвертичных отложений. -Какие действия надо выполнить, чтобы прочитать физическую, тектоническую и другие карты? Переходим к изучению темы. Посмотрите на физическую карту Алтайского края и ответьте на следующие вопросы: -Рельеф края разнообразен или однороден? -Как вы это установили? -Назовите основные формы рельефа края при продвижении с севера на юг и с запада на восток. -В какую сторону происходит понижение и повышение территории края? -Как вы это выяснили? -Какие формы рельефа преобладают? -Как они различаются по высоте? -Какие формы рельефа обрамляют равнины края? -Назовите основные хребты, расположенные на территории края при продвижении с запада на восток. -Какую среднюю высоту они имеют? Итак, мы с вами выделили основные особенности рельефа Алтайского края. Пожалуйста, самостоятельно зафиксируйте эти особенности в тетрадь. -Чем же обусловлены эти особенности? Сейчас будем описывать рельеф края по плану, который лежит перед вами (приложение № 2) на примере Кулундинской равнины. -Где расположена Кулундинская равнина? -На какое тектонической структуре она расположена? Как вы это установили? -Какие высоты преобладают на равнине? Как вы это определили? -Каков характер рельефа Кулундинской равнины? Данный пункт плана более подробно раскрывает учитель или подсказывает, где можно найти развернутый ответ (в учебнике §3, страница 13). -Как образовался рельеф Кулундинской равнины? Ответы на следующие пункты плана носят познавательный и опережающий характер и будут рассматриваться более подробно на других уроках. Поэтому ответы принимаются в сжатом, неразвернутом виде и дополняются учителем. -Какие есть полезные ископаемые на равнине и почему? -Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом Кулундинской равнины? -Как рельеф равнины влияет на жизнь и деятельность человека? -Какие можно выделить проблемы рационального использования рельефа равнины? Кулундинскую равнину сменяет Приобское плато. Главная черта его рельефа – сохранившиеся параллельные ложбины стока когда-то больших водных потоков ледникового происхождения. Ложбины вытянуты с северо-востока на юго-запад. Ширина их до 20 км., глубина достигает 50-100 м. Теперь попробуйте самостоятельно, используя различные источники географической информации составить характеристику любой другой формы рельефа на ваш вкус по плану и запишите ответы в тетрадь. Заслушать 2-3 ответа у доски и поставить оценки. Обычно ученики выбирают для описания равнинные формы рельефа. Поэтому описания горных формы рельефа можно задать на дом. Используя свои записи в тетради, на доске, личный опыт ответьте на следующие вопросы: - Что вы узнали нового для себя? - Закройте глаза и представьте карту края. Назовите основные формы рельефа при продвижении с севера на юг и с запада на восток. - Каким в будущем вы видите рельеф Алтайского края, вследствие воздействия на него различных рельефообразующих факторов, в т.ч. хозяйственной деятельности человека? -Что вы усвоили хорошо, а что недостаточно? -Что бы вы хотели еще узнать по этой теме? -Что вам лично дало изучение этой темы? -Умеете ли вы общаться с другими одноклассниками, высказывать и отстаивать свою точку зрению? -Принимаете ли вы позицию других? Хорошо. Сейчас мы будем выполнять практическую работу. Прежде чем перейти к выполнению практической работы небольшая физ. минутка (приложение № 3). Название: «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам» (приложение № 4). §3, доделать практическую работу, описать любую форму рельефа по плану. Спасибо за работу на уроке. |
Рельеф влияет на климат, растительность, деятельность человека. Зная рельеф края можно выбрать определенный тип строительства дорог, выбрать место для строительства домов и т.д.
Рельеф играет огромную рельеф жизни и деятельности человека, а также оказывает большое влияние на другие компоненты природы, поэтому рельеф надо охранять и рационально использовать. Узнать какой рельеф в Алтайском крае и как размещены основные его формы. Вспомнить и повторить знания о рельефе. На доске находится логическая схема изучения природного компонента. Опираясь на эту схему, ученики раскрывают этапы достижения цели (приложение № 1). Все неровности земной поверхности. Горы и равнины. Строение земной коры. Результат взаимодействия внутренних и внешних процессов на Земле. Внутренние: вулканизм, землетрясение. Внешние: действие воды, ветра, ледников, человека. Физическая карта Алтайского края, атлас Алтайского края, учебник, картины и др. Нет, нужны другие карты. Тектонические, геологические и др. Ученики используя атлас Алтайского края отвечают на вопрос, читая легенды карт. Открыть атлас, найти нужную карту по содержанию или листая страницы, прочитать легенду. Разнообразен. Посмотрели на карту и увидели разнообразную окраску территории. С запада на восток сменяют друг друга: Кулундинская равнина, Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Салаирский кряж. На юге расположены: Предалтайская равнина и северные отроги хребтов Алтайских гор. С запада на восток повышение, а с севера на юг тоже повышение. Изменение качественного фона на карте и по горизонталям. Равнины. На западе низкая Кулундинская равнина (100-200 м.), которая переходит в Приобское плато (200-300 м.), далее идет Бийско-Чумышская возвышенность (300-500 м.), на юге Предалтайская невысокая равнина (200-350 м.) На востоке – Салаирский кряж, на юге – хребты Алтайских гор. Колыванский, Коксуйский, Коргонский, Бащелакский, Ануйский, Чергинский, Семинский. Колыванский хребет – 1206 м., Салаирский кряж – 621 м. Особенности рельефа края: - рельеф разнообразен (наличие гор и равнин); - территория края повышается к востоку и югу; - по площади преобладают равнины; - край имеет горное обрамление на востоке и юге. (проверить записи учеников вслух, поставить оценки 2-3 ученикам). Строением земной коры, действием внутренних и внешних сил Земли. На западе края На Западно-Сибирской плите. По тектонической карте. 100-200 метров. По физической карте Алтайского края, по изменению цветового фона. Плоский с малыми уклонами. Ученики открывают учебник, §3, страница 13 и находят описание рельефа Кулундинской равнины и зачитывают вслух. В результате тектонических процессов, а также под воздействием ветра, воды, деятельности человека. Поваренная соль, сода, глауберова соль, гипс. Наличие данных полезных ископаемых связано с геологическим строением равнины. Ученики анализируют геологическую карту края (атлас стр. 7). Ответы основаны на субъективном опыте учеников (эрозия почвы, засоления и др.). Облегчает строительство, затрудняет ведение сельского хозяйства, так как происходит засоление почвы и т.д. Защита рельефа от эрозии, мелиорация. Ученики сами выбирают форму рельефа и описывают ее по плану. Одни будут работать только с атласом и расскажут, какие карты они анализировали. Другие будут работать с текстом учебника и расскажут, где они нашли ответ, как выбирали главное. Ответы учеников |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.