Рельеф алтайского края. Основные формы и их размещение (План-конспект урока), страница 2

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников (предполагаемые ответы учеников)

Орг.момент

Сообщение темы урока

Мотивация деятельности учащихся

Постановка цели урока перед учащимися.

Выделение этапов урока.

Подготовительная беседа

Изучение нового материала.

Первичное закрепление знаний и умений. Рефлексия.

Физ. минутка.

Практическая работа

Домашнее задание.

Приветствие учащихся. Сегодня начинаем изучать новую тему. Переходим к изучению природных компонентов края. Первый природный компонент, который начнем изучать и исследовать – это рельеф края

Поэтому тема нашего урока: «Рельеф Алтайского края. Основные формы и их размещение.»

-Как вы думаете, почему именно с этой темы, мы будем изучать природные особенности края?

-Зачем вам знания о рельефе края и как вы можете применить эти знания на практике?

-Какое значение имеет рельеф для других компонентов природы? Отразите ответ в виде схемы на доске

По ходу заполнения схемы ответы обсуждаются в виде дискуссии со всем классом.

-Какое значение имеет рельеф для жизни и деятельности человека? Отразите свой ответ в виде схемы на доске.

-Какой можно сделать вывод.?

Таким образом, какая цель стоит перед нами в изучении данной темы.?

Молодцы! Вы верно сформулировали цель урока.

-Как вы думаете с чего необходимо начать изучать данную тему, чтобы достичь поставленной цели?

Верно, это первое, что мы с вами сделаем.

-Каковы будут ваши последующие шаги для достижения цели?

Последнее, что мы с вами сделаем на уроке -  это выполним практическую работу для закрепление ваших знаний и умений. Форму выполнения практической работы вы выберите сами.

Выявление опорных знаний и умений, необходимых для усвоения темы осуществляется через диалог и постановку вопросов.

-Что такое рельеф?

-Какие выделяют основные формы рельефа?

-В чем причина разнообразия рельефа?

-Назовите внутренние и  внешние процессы, изменяющие рельеф.

Итак, мы с вами вспомнили что такое рельеф. Далее, прежде чем перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, какие способы действий надо выполнить, чтобы правильно составить характеристику рельефа.

Осуществить проверку уровня владения учащимися знаний о способах действий можно по средствам следующих вопросов:

-С помощью каких источников географической информации следует составлять характеристику рельефа края?

-Достаточно ли одной физической карты для характеристики рельефа?

-Какие?

-Какие сведения можно получить из:

а) тектонической карты; б) геологической карты;

в) карты четвертичных отложений.

-Какие действия надо выполнить, чтобы прочитать физическую, тектоническую и другие карты?

Переходим к изучению темы.

Посмотрите на физическую карту Алтайского края и ответьте на следующие вопросы:

-Рельеф края разнообразен или однороден?

-Как вы это установили?

-Назовите основные формы рельефа края при продвижении с севера на юг и с запада на восток.

-В какую сторону происходит понижение и повышение территории края?

-Как вы это выяснили?

-Какие формы рельефа преобладают?

-Как они различаются по высоте?

-Какие формы рельефа обрамляют равнины края?

-Назовите основные хребты, расположенные на территории края при продвижении с запада на восток.

-Какую среднюю высоту они имеют?

Итак, мы с вами выделили основные особенности рельефа Алтайского края.

Пожалуйста, самостоятельно зафиксируйте эти особенности в тетрадь.

-Чем же обусловлены эти особенности?

Сейчас будем описывать рельеф края по плану, который лежит перед вами (приложение № 2) на примере Кулундинской равнины.

-Где расположена Кулундинская равнина?

-На какое тектонической структуре она расположена? Как вы это установили?

-Какие высоты преобладают на равнине? Как вы это определили?

-Каков характер рельефа Кулундинской равнины?

Данный пункт плана более подробно раскрывает учитель или подсказывает, где можно найти развернутый ответ (в учебнике §3, страница 13).

-Как образовался рельеф Кулундинской равнины?

Ответы на следующие пункты плана носят познавательный и опережающий характер и будут рассматриваться более подробно на других уроках. Поэтому ответы принимаются в сжатом, неразвернутом виде и дополняются учителем.

-Какие есть полезные ископаемые на равнине и почему?

-Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом Кулундинской равнины?

-Как рельеф равнины влияет на жизнь и деятельность человека?

-Какие можно выделить проблемы рационального использования рельефа равнины?

Кулундинскую равнину сменяет Приобское плато. Главная черта его рельефа – сохранившиеся параллельные ложбины стока когда-то больших водных потоков ледникового происхождения. Ложбины вытянуты с северо-востока на юго-запад. Ширина их до 20 км., глубина достигает 50-100 м.

Теперь попробуйте самостоятельно, используя различные источники географической информации составить характеристику любой другой формы рельефа на ваш вкус по плану и запишите ответы в тетрадь.

Заслушать 2-3 ответа у доски и поставить оценки.

Обычно ученики выбирают для описания равнинные формы рельефа. Поэтому описания горных формы рельефа можно задать на дом.

Используя свои записи в тетради, на доске, личный опыт ответьте на следующие вопросы:

- Что вы узнали нового для себя?

- Закройте глаза и представьте карту края. Назовите основные формы рельефа при продвижении с севера на юг и с запада на восток.

- Каким в будущем вы видите рельеф Алтайского края, вследствие воздействия на него различных рельефообразующих факторов, в т.ч. хозяйственной деятельности человека?

-Что вы усвоили хорошо, а что недостаточно?

-Что бы вы хотели еще узнать по этой теме?

-Что вам лично дало изучение этой темы?

-Умеете ли вы общаться с другими одноклассниками, высказывать и отстаивать свою точку зрению?

-Принимаете ли вы позицию других?

Хорошо. Сейчас мы будем выполнять практическую работу. Прежде чем перейти к выполнению практической работы небольшая физ. минутка (приложение № 3).

Название: «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам» (приложение № 4).

§3, доделать практическую работу, описать любую форму рельефа по плану.

Спасибо за работу на уроке.

Рельеф влияет на климат, растительность, деятельность человека.

Зная рельеф края можно выбрать определенный тип строительства дорог, выбрать место для строительства домов и т.д.

 

Рельеф играет огромную рельеф жизни и деятельности человека, а также оказывает большое влияние на другие компоненты природы, поэтому рельеф надо охранять и рационально использовать.

Узнать какой рельеф в Алтайском крае и как размещены основные его формы.

Вспомнить и повторить знания о рельефе.

На доске находится логическая схема изучения природного компонента.

Опираясь на эту схему, ученики раскрывают этапы достижения цели (приложение № 1).

Все неровности земной поверхности.

Горы и равнины.

Строение земной коры. Результат взаимодействия внутренних и внешних процессов на Земле.

Внутренние: вулканизм, землетрясение.

Внешние: действие воды, ветра, ледников, человека.

Физическая карта Алтайского края, атлас Алтайского края, учебник, картины и др.

Нет, нужны другие карты.

Тектонические, геологические и др.

Ученики используя атлас Алтайского края отвечают на вопрос, читая легенды карт.

Открыть атлас, найти нужную карту по содержанию или листая страницы, прочитать легенду.

Разнообразен.

Посмотрели на карту и увидели разнообразную окраску территории.

С запада на восток сменяют друг друга: Кулундинская равнина, Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Салаирский кряж.

На юге расположены:

Предалтайская равнина и северные отроги хребтов Алтайских гор.

С запада на восток повышение, а с севера на юг тоже повышение.

Изменение качественного фона на карте и по горизонталям.

Равнины.

На западе низкая Кулундинская равнина (100-200 м.), которая переходит в Приобское плато (200-300 м.), далее идет Бийско-Чумышская возвышенность (300-500 м.), на юге Предалтайская невысокая равнина (200-350 м.)

На востоке – Салаирский кряж, на юге – хребты Алтайских гор.

Колыванский, Коксуйский, Коргонский, Бащелакский, Ануйский, Чергинский, Семинский.

Колыванский хребет – 1206 м., Салаирский кряж – 621 м.

Особенности рельефа края:

- рельеф разнообразен (наличие гор и равнин);

- территория края повышается к востоку и югу;

- по площади преобладают равнины;

- край имеет горное обрамление на востоке и юге. (проверить записи учеников вслух, поставить оценки 2-3 ученикам).

Строением земной коры, действием внутренних и внешних сил Земли.

На западе края

На Западно-Сибирской плите. По тектонической карте.

100-200 метров. По физической карте Алтайского края, по изменению цветового фона.

Плоский с малыми уклонами.

Ученики открывают учебник, §3, страница 13 и находят описание рельефа Кулундинской равнины и зачитывают вслух.

В результате тектонических процессов, а также под воздействием ветра, воды, деятельности человека.

Поваренная соль, сода, глауберова соль, гипс. Наличие данных полезных ископаемых связано с геологическим строением равнины. Ученики анализируют геологическую карту края (атлас стр. 7).

Ответы основаны на субъективном опыте учеников (эрозия почвы, засоления и др.).

Облегчает строительство, затрудняет ведение сельского хозяйства, так как происходит засоление почвы и т.д.

Защита рельефа от эрозии, мелиорация.

Ученики сами выбирают форму рельефа и описывают ее по плану.

Одни будут работать только с атласом и расскажут, какие карты они анализировали. Другие будут работать с текстом учебника и расскажут, где они нашли ответ, как выбирали главное.

Ответы учеников