Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский – на – Амуре государственный технический университет»
Кафедра «Технология машиностроения»
для студентов специальности 151001
«Технология машиностроения» очной формы обучения
Комсомольск – на – Амуре 2007
Методические указания предназначены для выполнения практической работы 2 по дисциплине «Триботехника» студентами дневного отделения специальности 120100 «Технология машиностроения».
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Согласовано с отделом стандартизации
Рецензент М.В. Семибратова
Редактор Е.А. Комелькова
________________________________________________________________Подписано в печать
Формат 60 × 84 1/16. Бум тип №3. Печать офсетная. Усл. печ л. 1,40.
Уч.- изд л. 1,35. Тираж 60. Заказ.
Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
Полиграфическая лаборатория ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на –Амуре, пр. Ленина, 27.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комплексное освещение проблемы трения, износа, смазки – триботехники, – включающее краткое описание механизмов и теории трибологических процессов, расчет параметров, сведений по методам обеспечения работоспособности деталей машин, позволяет получить определенную ориентацию в решении многочисленных производственных и научных задач.
Научный подход к проектированию узлов трения позволяет сэкономить миллиардные расходы на ремонт оборудования, потери энергии, уменьшить материалоемкость конструкций, трудоемкость изготовления.
Практика ставит задачи обеспечения работоспособности деталей машин при более высоком уровне рабочих параметров, в широком диапазоне изменения температур, скоростей, нагрузок, в вакууме, в различных газовых и жидких средах, при наличии значительных вибраций, различных физических полей. Опоры скольжения как и различные типовые узлы трения смогут работать в новых условиях только при правильном выборе материалов трущихся тел, смазок, покрытий, упрочняющих технологий, что должно быть предусмотрено на стадии проектирования.
Поэтому в задачи практической работы №2 входит расчет радиальных подшипников, работающих в экстремальных условиях, таких как режим ограниченного смазывания и режим высоких удельных нагрузок.
Для выполнения практической работы №2 рекомендуется использовать литературу, приведенную в данном методическом указании.
Варианты практической работы выдаются преподавателем. Практическую работу нужно оформить на листах формата А4 с титульным листом. В конце работы следует привести список используемой литературы (автор, название, место издания и год).
Подшипник скольжения – это опора вала, воспринимающая от него радиальные, осевые и радиально-осевые нагрузки и обеспечивающая его свободное вращение. Большинство подшипников скольжения работают в условиях полужидкостного трения, при котором большая часть поверхности разделена слоем смазки, но отдельные элементы поверхности соприкасаются. В случае жидкостного трения смазка полностью отделяет поверхности, и трение происходит только между слоями смазки. Однако уменьшение скорости скольжения, увеличение нагрузки и температуры подшипника могут привести к нарушению режима жидкостного трения и переходу к работе в экстремальных условиях при режиме ограниченного смазывания или при режиме высоких удельных нагрузок.
2.1 Методика расчета радиальных подшипников, работающих
в режиме ограниченного смазывания
В ряде случаев радиальные подшипники скольжения могут работать в режиме ограниченного смазывания, т. е. когда смазывающий материал подается к трущимся поверхностям в количествах, меньше необходимых. Такой режим может быть реализован для подавления самовозбуждающихся колебаний валов, возникающих в подшипниках скольжения, которые работают в условиях нормального маслоснабжения, при работе паровых турбин, турбогенераторов и других машин с использованием аварийной системы маслоснабжения и т. п. При этом режим жидкостного трения сохраняется, однако вследствие уменьшенного торцового расхода смазки доля тепла, отводимого ею, заметно падает, что ведет к более интенсивному росту температуры масла в зазоре и температуре подшипника. Минимальная толщина смазочного слоя уменьшается, т.е. подшипник работает при больших значениях эксцентриситета (e ³ 0,9), в то время как удельные нагрузки на опорную поверхность рm£ 1,0…1,5 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.