Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский – на – Амуре государственный технический университет»
Кафедра «Технология машиностроения»
для студентов специальности 151001
«Технология машиностроения» дневной формы обучения
Комсомольск – на – Амуре 2005
Методические указания предназначены для выполнения практической работы №6 по дисциплине «Триботехника» студентами дневного отделения специальности 151001 «Технология машиностроения».
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Комсомольского – на – Амуре государственного технического университета
Согласовано с отделом стандартизации
Рецензент М.В. Семибратова
Редактор Е.А. Комелькова
________________________________________________________________Подписано в печать
Формат 60 × 84 1/16. Бум тип №3. Печать офсетная. Усл. печ л. 1,26.
Уч.- изд л. 1,22. Тираж 60. Заказ.
Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
Полиграфическая лаборатория ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Зубчатая передача – механизм передачи вращательного движения между валами и изменения частоты вращения, состоящий из зубчатых колес (либо из зубчатого колеса и рейки) или из червяка и червячного колеса. Простейшая одноступенчатая зубчатая передача состоит из стойки, ведущего и ведомого колес. Многоступенчатая зубчатая передача образуется последовательным соединением нескольких одноступенчатых. По виду зубьев различают зубчатые передачи прямозубые, косозубые (винтовые) и шевронные (комбинированные). По расположению осей вращения - цилиндрические (параллельные оси), конические (пересекающиеся оси) и гиперболоидные (скрещивающиеся оси).
Зубчатые передачи наиболее распространены в машиностроении, являясь основным компонентом механического привода. Надежность, долговечность, экономичность и габаритные характеристики многих видов машин и механизмов зависят от качества зубчатых передач.
Основные виды поверхностного разрушения зубьев передачи – усталостный, абразивный, адгезионный, коррозионно-механический, при заедании.
Зубчатые передачи должны быть работоспособны в широком диапазоне изменения скоростей – от близких к нулевым до скоростей, превышающих 150…200 м/с, при контактных напряжения до sН = (3…5)×103 МПа, при температурах смазочных материалов до 350 °С. Поэтому одним из главных факторов, от которого зависят механизм, характер, интенсивность, скорость изнашивания зубчатых колес – это контактная нагрузка (напряжения), контактная температура, толщина смазочного слоя, физико-химические, механические и температурно-вязкостные характеристики смазочного материала.
Предметом практической работы №6 будет рассмотрение трибологических явлений, происходящих в неконформных узлах, в частности, в зубчатых передачах.
В задачи практической работы № 6 входит расчет ЭГД-пленки смазки в зубчатых передачах и проверка условий смазывания.
Для выполнения практической работы № 6 рекомендуется использовать литературу, приведенную в данном методическом указании.
Варианты практической работы выдаются преподавателем. Практическую работу нужно оформить на листах формата А4 с титульным листом. В конце работы следует привести список используемой литературы.
Закладываемые в проектных расчетах зубчатых передач стойкость к абразивному изнашиванию, усталостная прочность и стойкость к задиру и заеданию могут быть реализованы только при правильной их эксплуатации. Одним из условий является образование в контакте зубьев наиболее благоприятного характера трения. В большинстве зубчатых передач путем соответствующего подбора вязкости масла можно получить условия жидкостного трения.
2.1 ЭГД-пленка смазки в зубчатых передачах
Знание влияния условий контакта на образование ЭГД-пленки смазки дает дополнительные возможности при проектировании зубчатых передач, например при выборе наиболее благоприятной области взаимодействия зубьев зубчатых передач путем соответствующего подбора корректирующих коэффициентов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.