смазочном слое, определяемого с помощью критерия Рейнольдса:
. (2.1)
Исходными характеристиками для расчета являются характеристики режима работы и геометрические параметры подшипникового узла: нагрузка, частота вращения, температурно-вязкостная характеристика смазочного материала, конструктивные размеры опоры.
Целью расчета является проверка критериев работоспособности подшипника.
При расчете определяются: минимальная толщина смазочного слоя, несущая способность, потери мощности на трение, требуемый расход смазочного материала в опоре, температура в смазочном слое.
Взаимосвязь указанных характеристик обусловлена выполнением равенства тепловых потоков, выделяющихся в режиме эксплуатации подшипника и отводимого в окружающую среду.
Для получения оптимальных характеристик подшипниковой опоры можно проводить вариации ее размеров или условий работы.
Связь между безразмерными рабочими характеристиками подшипников показана в приведенных ниже зависимостях.
Несущая способность подшипника:
. (2.2)
Угол равновесного положения вектора нагрузки F и линии центров ОО1 (рис. 2.1):
. (2.3)
Характеристики сопротивления вращению в нагруженной зоне смазочного слоя:
; (2.4)
. (2.5)
Характеристики сопротивления вращению с учетом потерь на трение в нагруженной и ненагруженной зонах смазочного слоя:
; (2.6)
. (2.7)
Если подвод смазки осуществляется через смазочное отверстие, окружную канавку и карманы (рис. 2.1, б) то сила трения F'ТР с учетом режимов течения смазочного материала:
(2.8)
где x pи x k – характеристики потерь на трение в кармане и канавке:
; (2.9)
, (2.10)
где Re p, Re k –числа Рейнольдса для течения смазочного материала в кармане и канавке:
, (2.11)
|
|
|
. (2.12)
Потери мощности на трение в нагруженной зоне подшипника:
. (2.13)
Если циркуляция смазочного материала полностью охватывает шейку вала, то потери мощности с учетом размеров ненагруженной зоны подшипника:
. (2.14)
Расход смазочного материала из нагруженной зоны подшипника через торцы, обусловленный развивающимся гидродинамическим давлением:
. (2.15)
Окружной расход смазочного материала на выходе из нагруженной зоны подшипника:
. (2.16)
где qX2 – безразмерный коэффициент расхода. С достаточной точностью расчета qX2 может быть аппроксимирован зависимостью:
. (2.17)
Окружной расход, определяемый количеством смазки, налипшей на шейку вала:
, (2.18)
где .
Дополнительный расход смазочного материала, обусловленный давлением подачи:
. (2.19)
Общий расход смазочного материала в подшипнике:
. (2.20)
Обычно ре = 0,05…0,2 МПа. Безразмерный коэффициент q2 зависит от конструкции устройства подвода смазки.
Смазочные отверстия, канавки и карманы располагаются в ненагруженной зоне и служат для распределения потока масла по длине подшипника (рис. 2.1, а). Обычно глубина канавок и карманов более чем в 50 раз превышает толщину смазочного слоя. Относительная длина карманов должна удовлетворять соотношению b p / l < 0,7 (рис. 2.1, б).
Безразмерные рабочие характеристики подшипников z, b, ¦/y, ¦'/y, q1 в зависимости от геометрических параметров q, l /d, e приведены в приложении 2, а в приложении 3 даны формулы для определения q2 в зависимости от способа подачи смазочного материала.
Эффективная (рабочая) температура t несущего смазочного слоя определяется из уравнения теплового баланса, т.е. равновесия между тепловыделением от трения в подшипнике Ртр и отводом теплоты потоком
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.