Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский – на – Амуре государственный технический университет»
Кафедра «Технология машиностроения»
для студентов специальности 120100
«Технология машиностроения» дневной формы обучения
Комсомольск – на – Амуре 2003
Методические указания предназначены для выполнения практической работы 4 по дисциплине «Триботехника» студентами дневного отделения специальности 120100 «Технология машиностроения».
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Согласовано с отделом стандартизации
Рецензент М.В. Семибратова
Редактор Е.А. Комелькова
________________________________________________________________Подписано в печать
Формат 60 × 84 1/16. Бум тип №3. Печать офсетная. Усл. печ л. 1,40.
Уч.- изд л. 1,35. Тираж 60. Заказ.
Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
Полиграфическая лаборатория ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Работа машин, их долговечность, экономичность и надежность зависят в значительной степени от конструкции и качества подшипниковых узлов. В последнее время широкое распространение получили подшипники скольжения (жидкостного трения), потому что они обладают существенными преимуществами перед подшипниками качения: 1) они более просты по конструкции; 2) более долговечны; 3) имеют меньшие габариты в радиальном направлении; 4) имеют меньший вес, особенно при высоких нагрузках; 5) их можно сделать разъемными, что облегчает монтаж; 6) мало чувствительны к ударным и временным перегрузкам; 7) обладают большей жесткостью, чем подшипники качения, что делает их единственно пригодными для точной центровки валов.
В свою очередь подшипники делятся на гидростатические и гидродинамические. Отличительным свойством гидростатических подшипников является подача смазывающей жидкости в зазор между сопрягаемыми деталями под давлением от внешнего источника.
Основные преимущества гидростатического принципа смазывания: наличие несущей способности и смазочной пленки при нулевой и малой скорости вращения вала; практически полное отсутствие трения при нулевой и малой скорости вращения вала; отсутствие износа элементов подшипника; хорошие демпфирующие свойства смазки и высокая динамическая устойчивость.
Недостатками гидродинамических подшипников является: сложность системы питания смазкой и конструкция подшипника; потребность в регулирующих ограничителях.
При проектировании и конструировании гидростатического подшипника очень часто большой интерес представляют характеристики его жесткости (особенно при соосном положении вала в корпусе). Это объясняется не только практической важностью таких характеристик и их инвариантностью к направлению нагрузки, но и относительной простотой аналитической зависимости.
Поэтому в задачи практической работы № 4 входит определение рабочих характеристик жесткости и безразмерных нагрузочных коэффициентов для двух типов гидростатических подшипников.
Для выполнения практической работы № 4 рекомендуется использовать литературу, приведенную в данном методическом указании.
Варианты практической работы выдаются преподавателем. Практическую работу нужно оформить на листах формата А4 с титульным листом. В конце работы следует привести список используемой литературы.
Проектирование гидростатических подшипников представляет собой весьма сложную и трудоемкую задачу. Кроме разработки системы питания и выбора типа регулирующего устройства необходимо определить наиболее подходящий конструктивный вариант подшипника и значения составляющих его геометрических параметров. Выбор варианта подшипника зависит от особенностей конструкции и работы включающего его узла.
2.1. Основные конструктивные схемы гидростатических
подшипников
Гидростатические подшипники можно разделить на следующие группы:
1) по углу охвата вала – замкнутые (рис.2.2 – с полным углом охвата) и незамкнутые (рис. 2.1 – с частичным углом охвата);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.