Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский – на – Амуре государственный технический университет»
Кафедра «Технология машиностроения»
для студентов специальности 151001
«Технология машиностроения» дневной формы обучения
Комсомольск – на – Амуре 2006
Методические указания предназначены для выполнения практической работы №7 по дисциплине «Триботехника» студентами дневного отделения специальности 151001 «Технология машиностроения».
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Комсомольского – на – Амуре государственного технического университета
Согласовано с отделом стандартизации
Рецензент М.В. Семибратова
Редактор Е.О. Колесникова
________________________________________________________________Подписано в печать
Формат 60 × 84 1/16. Бум тип №3. Печать офсетная. Усл. печ л. 1,26.
Уч.- изд л. 1,22. Тираж 60. Заказ.
Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
Полиграфическая лаборатория ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
681013, Комсомольск – на – Амуре, пр. Ленина, 27.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кулачковый механизм – механизм, подвижное звено которого (кулачок), имеющее поверхность переменной кривизны, взаимодействует с другим подвижным звеном (толкателем), образуя высшую кинематическую пару. Кулачковый механизм осуществляет почти любой (заранее заданный) закон движения. Существуют два принципиально разных вида кулачковых механизмов: с плоским и роликовым толкателями.
Кулачковые механизмы широко используют в машиностроении. Область применения – механизмы газораспределения двигателей внутреннего сгорания, металлорежущие станки, машины-автоматы и др.
Мощностные, экономические и экологические показатели двигателей внутреннего сгорания во многом зависят от износостойкости деталей кулачковой пары. Основные причины поверхностного разрушения в кулачковых парах – задир, питтинг (усталостное разрушение), изнашивание (абразивное, коррозионно-механическое, адгезионное).
Поверхности трения кулачковых пар работают в условиях высоких давлений, скоростей скольжения и температур, что приводит к разрушению масляного слоя и к заеданию поверхностей. Опасность заедания уменьшается, если толщина масляной пленки в контакте увеличивается.
Предметом практической работы № 7 будет рассмотрение трибологических явлений, происходящих в неконформных узлах, в частности, в кулачковых механизмах.
В задачи практической работы № 7 входит расчет ЭГД-пленки смазки в кулачковых механизмах и проверка условий смазывания.
Для выполнения практической работы № 7 рекомендуется использовать литературу, приведенную в данном методическом указании.
Варианты практической работы выдаются преподавателем. Практическую работу нужно оформить на листах формата А4 с титульным листом. В конце работы следует привести список используемой литературы.
Существует два принципиально различающихся вида кулачковых механизмов: с плоским и роликовым толкателями. В обоих видах механизмов в процессе вращения кулачка изменяются скорость, радиус кривизны контактирующих поверхностей и нагрузка. Механизмы с роликовым толкателем характеризуются меньшими потерями трения, так как толкатель катится по кулачку. Толщину ЭГД-пленки смазки, возникающую между кулачком и роликовым толкателем, можно определить на основании известных зависимостей. Поэтому этот вид кулачковых механизмов рассмотрению в данном методическом указании не подлежит.
2.1 ЭГД-пленка смазки в кулачковых механизмах
Из-за большой сложности явлений, происходящих в механизме с плоским толкателем, условия образования ЭГД-пленки будут рассмотрены на примере.
Взаимодействие толкателя такого вида с гармоническим кулачком, поверхность трения которого состоит из дуг окружности, представлено на рис. 2.1. Рабочая поверхность кулачка может быть сформирована более сложным способом, но это не влияет а принцип моделирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.