В последующие годы с развитием и углублением принципов рыночной экономики качественные и количественные изменения в составе ОПФ строительства должны осуществляться в направлении преимущественного роста их активной части — машин и оборудования.
ОПФ нашей страны до последнего времени росли быстрыми темпами и за 1970—1990 гг. по большинству отраслей народного хозяйства их стоимость увеличилась в 4—6 раз. Однако за годы перехода к рыночной экономике (1991—1995 гг.) их рост резко замедлился, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
Таблица 2
Годовые темпы роста основных фондов по народному хозяйству страны в 1980—1995 гг.
Годы |
Рост ОФ в % к предыдущему году |
Годы |
Рост ОФ в % к предыдущему году |
1980 |
106,7 |
1990 |
104,2 |
1982 |
106,6 |
1992 |
101,9 |
1984 |
106 |
1994 |
100 |
1986 |
105,4 |
1995 |
99 |
1988 |
105,2 |
В строительстве стоимость ОПФ в сопоставимых ценах за эти годы, по ориентировочным расчетам, возросла в среднем в 7,5 раза и к началу 1996 г. с учетом переоценки по восстановительной стоимости достигла 347,3 трлн. руб. При этом наиболее высокими темпами они росли в 1970—1990 гг. Объем фондов в этот период удваивался практически каждые 6—7 лет. Столь высокие темпы их роста в эти годы явились результатом экономической политики, направленной на техническое перевооружение строительства, повышение его индустриального и экономического уровня. В то же время, как и в целом по народному хозяйству, в строительстве также в последние годы наблюдается тенденция замедления их роста. Особенно значительно сократился ввод новых ОПФ в 1991—1995 гг. В результате замедлились темпы их обновления, ухудшились показатели фондообеспеченности и фондо-отдачи отрасли, увеличился объем изношенных и морально устаревших фондов, ряд объектов ОПФ прекратил свое существование. За многие годы впервые выбытие ОПФ строительства превысило их прирост.
Изменения активной части ОПФ — машин и механизмов характеризуются данными табл. 3.
Наличие машин в строительстве
тыс. штук на конец года
Вид машин |
Годы |
|||||||
1970 |
1980 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
|
Экскаваторы |
45,7 |
81,1 |
70,2 |
76,8 |
72,9 |
63,6 |
54,9 |
50,8 |
Скреперы |
13 |
21,2 |
12,9 |
16,6 |
15,5 |
13,5 |
12,3 |
9,1 |
Бульдозеры |
51,4 |
77 |
65,1 |
77,6 |
74,2 |
66,5 |
57,3 |
51,4 |
Краны передв. |
62,6 |
111,8 |
93,5 |
106,5 |
101,8 |
95 |
87,1 |
82,3 |
Автопогрузч. |
5,2 |
12,9 |
18,9 |
19,9 |
17,1 |
15,8 |
15,1 |
14,5 |
Автогрейдеры |
6,8 |
10,5 |
8,4 |
13,9 |
15,1 |
15,2 |
13,3 |
12,7 |
Как видно из табл. 3, в период с 1970 по 1991 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста числа всех видов строительных машин. Число экскаваторов за эти годы возросло в 1,68 раза, бульдозеров — в 1,5 раза, кранов передвижных — в 1,7 раза, автопогрузчиков — в 3,8 раза и т. д. Однако, начиная с 1992 г., парк машин в строительстве сокращается. Это обусловлено тремя обстоятельствами: во-первых, резким ростом их стоимости, что не позволяет многим строительным организациям в связи с их трудным финансовым положением приобретать необходимую технику, во-вторых, — списанием в эти годы большого количества изношенных машин и, в-третьих, — сокращением их производства. Например, выпуск экскаваторов за истекшие четыре года в целом по стране снизился в 2,6 раза, бульдозеров 5,4 раза, автогрейдеров — 2,3 раза, кранов башенных — в 14,4 раза и т. д. Аналогичная тенденция наблюдается и в 1996 г.
Развитие основных фондов строительства характеризуется также опережением темпов их роста по сравнению с темпами роста объемов выполняемых работ, возрастанием их мощности и производительности как в расчете на одну машину, так и на единицу строительной продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.