- Первый состоит в ассоциированном планировании воспроизводства основных фондов группой предприятий и организаций, которые образуют общий амортизационный фонд и используют его по договорной очередности на инвестирование технического перевооружения того или иного производства, его совершенствование и развитие. В результате предприятия как бы взаимно беспроцентно кредитуют друг друга.
- Второй предполагает хранение амортизационного фонда на специальных счетах в банках под депозитные проценты. А в случае высокой инфляции — проведение периодической их индексации. Разницу между индексированием и ставкой рефинансирования Центрального Банка предлагается компенсировать из государственного бюджета.
Другим внутренним источником инвестирования развития ОПФ строительства является прибыль, доля которой в общем объеме инвестиций отрасли составляет менее 20%. Одним из основных путей ее увеличения является совершенствование налоговой политики. Учеными и практиками страны уже неоднократно отмечались непомерно высокие налоги, из-за которых в распоряжении товаропроизводителей остается лишь незначительная часть прибыли.
Совершенствование налоговой политики по отношению к строительным организациям и предприятиям может проводиться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо общее снижение размера ставки налога на прибыль и ставки налога на добавленную стоимость. Во-вторых, размеры налоговых ставок на прибыль и на добавленную стоимость должны быть дифференцированы. Без этого более трудоемкие или фондоемкие производства, к которым относится и значительная часть строительных предприятий по выполнению отделочных и ремонтных работ, производству отдельных видов стройматериалов, средств малой механизации, инструмента, развиваться не смогут.
Существующая кредитная политика в нашей стране не позволяет предприятиям и организациям широко пользоваться кредитами для инвестирования своих проектов. Пользование кредитами банков из-за высоких процентных ставок разорительно не только для малорентабельных, но и для высокорентабельных строительных предприятий. Да и выделение долгосрочных кредитов при существующей кредитной политике для банков менее выгодно, чем краткосрочных, а надежность их возврата весьма проблематична. В результате банки отдают предпочтение краткосрочным кредитам и в основном в коммерческую сферу. По этой причине доля кредитов в объеме капитальных вложений строительных организаций за последние годы не превышает 5%.
Важной формой кредитования может явиться и лизинг технологического оборудования, создание соответствующих лизинговых организаций. Однако в строительстве эта форма пока применяется в весьма ограниченном объеме. Для ее расширения необходимы либо государственные субсидии, либо частные вложения торгово-посреднических и других коммерческих фирм.
Между тем, государственная поддержка строительных предприятий и организаций остается на низком уровне и имеет тенденцию к снижению. Только за последние два года (1994—1995 гг.) государственные бюджетные ассигнования в развитие строительного комплекса страны сократились в десятки раз. Еще более катастрофичной складывается ситуация с бюджетным финансированием отрасли в текущем году. Отсюда очевидной становится необходимость коренного изменения государственной структурной политики инвестирования и принятия необходимых мер как по обеспечению нормального функционирования действующих ОПФ строительства, так и по созданию или приобретению новых. Без должной государственной поддержки производственно-экономический потенциал строительной системы как важнейшей фондосоздающей отрасли народного хозяйства может быть непоправимо подорван.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.