Отрицательно сказывается отсутствие научно обоснованных сроков службы средств труда, норм их выбытия и обновления. К тому же процессы ликвидации устаревших фондов в современных условиях перехода к рынку остаются экономически не управляемыми.
Это привело к тому, что в парке строительной техники произошло увеличение доли машин со сверхнормативными сроками службы, которая только в последние пять лет возросла в строительстве в 1,3—1,9 раза и составила по башенным кранам 34%, гусеничным — 37%, автомобильным — 19%, экскаваторам — 17%.
Уровень использования ОПФ характеризуется данными табл. 5.
Таблица 5
Среднегодовые показатели использования парка строительных машин в
1991—1995 гг.
Вид машин |
Время работы за год, час |
Средняя прод. работы в сутки |
К-во дней работы одной машины в год |
Коэффи- циент техничес- кой го- товности |
К-во дней нахожде- ния машины в ремонте |
Экскаваторы одноковшовые |
1770 |
8,7 |
204 |
0,8 |
50 |
Краны: гусеничные |
2325 |
10,2 |
228 |
0,86 |
36 |
пневмоколесные |
2276 |
10,4 |
219 |
0,85 |
40 |
башенные |
2206 |
10,2 |
216 |
0,88 |
31 |
Бульдозеры |
2223 |
9 |
247 |
0,8 |
62 |
Скреперы |
1710 |
8,4 |
203 |
0,77 |
61 |
Автогрейдеры |
1654 |
8,5 |
195 |
0,77 |
57 |
В настоящее время в строительстве находится свыше 300 тыс. машин и механизмов, из которых около 19% — с истекшими сроками службы. При этом только за последние четыре года их доля по группе экскаваторов возросла с 12 до 17%, бульдозеров — с 11 до 14, кранов пневмоколесных — с 20 до 29, гусеничных — 24 до 37% и т. д. Это негативно сказывается как на эффективности использования ОПФ, так и на издержках производства.
В неудовлетворительном состоянии находится и ремонтно-эксплуатационная база. В результате простои машин в ремонте и его ожидании в 2—3 раза превышают нормативные, качество ремонта остается низким, а стоимость высокой. Во многих организациях велики и внеплановые ремонты, которые обусловлены низким качеством изготовления машин, их технического обслуживания и др. Плохая служба поддержания техники ускоряет процесс ее износа и удорожает стоимость эксплуатации.
Большое значение для улучшения использования строительной техники имеет также повышение коэффициента сменности ее работы, величина которого колеблется в среднем от 1 до 1,3, сокращение целосменных и внутрисменных простоев машин, уровень которых достигает 25—30% и более. При этом наибольшие потери вызываются несвоевременной подготовкой фронта работ, перебоями в снабжении, слабой организацией труда, внеплановыми ремонтами, их низким качеством.
Отсутствие научно обоснованных нормативов потребности в ОПФ также отрицательно сказывается на уровне их использования. В результате одни организации имеют избыток фондов, в других их не хватает. Повышение уровня фондооснащенности строительства в каждом конкретном случае должно, осуществляться до определенного предела. Дальнейшее его увеличение ведет к перенасыщению организации средствами труда, и, соответственно, к снижению уровня их использования, увеличению затрат на содержание и эксплуатацию фондов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.