Момент, создаваемый центробежными силами, возникающими при вращении поворотной части с частотой n=0,4 об/мин:
Момент, создаваемый вертикальными инерционными силами при торможении опускаемого груза:
Момент горизонтальных сил инерции при торможении перемещающихся масс груза и крана со скоростью
Момент ветровой нагрузки: Mв = 285,96 кН·м
Момент, создаваемый весом груза:
MQ = Q·(a-b) = 49·(14,7 – 3,15) = 566 кН·м
Коэффициент грузовой устойчивости:
Грузовая статическая устойчивость. Нормами предусмотрена проверка коэффициента грузовой статической устойчивости, т.е. устойчивости крана, находящегося в статическом состоянии вне ветрового воздействия.
φст = MG / MQ = 2247,2 / 566 = 3,97 ≥ [φст]=1,4
4.2. Расчет собственной устойчивости:
Кран стоит на наклонной местности; стрела установлена вдоль пути, вылет стрелы минимальный. На кран действует только давление ветра (по нормам для нерабочего состояния). Расчет производится только для минимального вылета.
Момент, создаваемый весом крана:
MG = GКР·[(b+ c)·cosα - h0·sinα] = 559,42·[(3,15+1,43)·cos1,5 – 21,45·sin1,5] =
= 559,42·(4,58·0,999 – 21,45· 0,026) = 2247,6 кН·м
Момент ветровой нагрузки при нерабочем состоянии: Mв = 793,21 кН·м
Коэффициент собственной устойчивости:
ψ = MG / MQ = 2247,2 / 793,21 = 2,83 ≥ [ψ]=1,15
4.3. Расчет устойчивости при резком снятии нагрузки:
Возможен еще один вид нагружения крана, который может вызвать его опрокидывание, не всегда регламентируемый, но подлежащий анализу при расчете крана. Это случай экстремального нагружения крана, возникающий, когда в груженом кране при стреле, находящейся в положении наименьшего вылета, происходит внезапное снятие нагрузки, например, выпадение груза из строп или обрыв строп.
При грузе, подвешенном на крюке, система кран – стрела находится в напряженном состоянии, при котором накоплена некоторая потенциальная энергия, зависящая от перемещения элементов крана, стрелы и стрелового полиспаста и действующих в них усилий. При мгновенном снятии нагрузки накопленная потенциальная энергия преобразуется в кинетическую энергию движения крана и стрелы. Стрела при этом подскакивает и, если ее кинетическая энергия достаточна, запрокидывается.
Ориентировочно сила, действующая вверх: Q’ = 0,1·Q
При этом центр масс стрелы перемещается в сторону поворотной части крана, что нарушает условия собственной устойчивости и может привести к опрокидыванию крана назад в сторону противовеса (контргруза). Для борьбы с запрокидыванием стрелы применяют упоры на двуногой стойке, головке башни или каркасе кабины или гибкие тяги, прикрепленные к стреле, к выступающим под стрелой частям крана. Наличие упоров или тяг видоизменяет процесс и опрокидывающий момент создается только ударным импульсом без участия полного статического момента, возникающего при запрокидывании стрелы. Это бывает обычно достаточным для того, чтобы собственная устойчивость крана оставалась положительной. Поэтому применение упоров или тяг, удерживающих стрелу от запрокидывания, целесообразно.
Если начало процесса имеет место при стреле (весом Gс), находящейся под углом θ0 к вертикали, центр масс которой приложен на расстоянии у от пяты, а накопленная потенциальная энергия, которая может быть преобразована в кинетическую энергию движения стрелы, равна А0, то угол поворота θ1 стрелы при снятии нагрузки можно определить по энергетическому методу из уравнения:
А0 = Gc·y [cos (θ0 - cos θ1) - cos θ0],
а начальную угловую скорость стрелы ω0 - из уравнения:
А0 = 0,5 ·Jс·ω02, откуда
где Jс - момент инерции стрелы относительно пяты.
Если θ1 > θ0, то стрела будет запрокидываться, для предотвращения чего требуется применять упоры или тяги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.