Проектирование технологического процесса изготовления сборочной единицы «Каретка», страница 2

Механические свойства Стали 45 ГОСТ 1050-88:

 МПа (61 кгс/мм2);

 МПа (36 кгс/мм2);

δ = 16%;

ψ = 40%.

Химический состав стали 45 ГОСТ 1050-88:

-  углерода   0,42 – 0,50;

-  кремния    0,17 – 0,37;

-  марганца   0,50 – 0,80;

-  хром не более 0,25.

3. Анализ технологичности  узла.

Сборочная единица (далее СБЕ) «Каретка» состоит из 4-х подсборок, 16 наименований деталей и 20 наименований стандартных изделий. Данная СБЕ не требует применения специальных средств технологического оснащения и дополнительной механической обработки в процессе, и после операции сборки. СБЕ соответствует требованиям компактности конструкции, устойчивости во время эксплуатации. Элементы СБЕ выполнены с учётом требований, предъявляемых к точности и качеству поверхностей сопрягаемых деталей, и не требуют специальных видов обработки.

Анализ технологичности конструкции детали

Под технологичностью конструкции детали понимают приспособленность к достижению минимальных затрат при ее изготовлении в заданном количестве с обеспечением требуемых показателей качества. Выделяют основные и дополнительные показатели технологичности конструкции детали. На стадии проектирования технологического процесса необходимые данные для определения основных показателей технологичности конструкции детали отсутствуют. Поэтому для первоначальной оценки технологичности конструкции детали используют дополнительные показатели.

1.  Коэффициент унификации конструктивных элементов:

          Ккэ=Ny/Nэ;

где Ny – число унифицированных конструктивных элементов;

       Nэ – общее число конструктивных элементов.

Ккэ=7/10= 0.43 – хорошая технологичность.

2.  Коэффициент применяемости типовых техпроцессов:

Ктп=Nттп/Nтп;

где Nттп – число типовых техпроцессов;

       Nтп – общее число техпроцессов.

Ктп=4/4=1 – хорошая технологичность.

3.  Коэффициент обрабатываемости материала:

Ком=750/σв;

где σв предел прочности материала детали, МПа.

Ком=750/650= 1.154 – хорошая технологичность.

4.  Коэффициент точности:

Кт=1-Σni/ΣITi·ni;

где  ΣITi – число квалитетов точности i-й поверхности;

        ni – число поверхностей i-го квалитета;

        Σni – общее число поверхностей.

Кт=1-3/(7∙2+11∙1)= 0,88 –хорошая технологичность.

5.  Коэффициент шероховатости:

Кш=1-Σni/Rai∙ ni;

где Rai – шероховатость i-й поверхности;

       ni – количество поверхностей i-й шероховатости;

       Σni – общее число поверхностей.

Кш=1-1/(1.25∙2+10∙1)= 0,92– хорошая технологичность.

   На основе проведённого анализа технологичности конструкции детали можно сделать вывод, что деталь «Вал» обладает хорошей технологичностью и не требует применения специальных операций механической обработки.

4. Выбор типа производства.

       В отечественном машиностроении различают следующие 3 типа производства: массовое, серийное и единичное.

       В массовом производстве изделия изготовляют непрерывно в относительно больших количествах и в течение достаточно продолжительного времени. С закреплением за одним рабочим местом одной, постоянно повторяющейся операции. Продукция массового производства – однородные изделия с узкой номенклатурой и большими партиями (годовой программой выпуска).

       В серийном производстве изготовляют партии деталей, регулярно повторяющиеся через определённые промежутки времени. Номенклатура изделий достаточно широкая, на большинстве рабочих мест выполняется несколько периодически повторяющихся операций.

       В единичном производстве выпускаются изделия широкой номенклатуры в относительно малых количествах, иногда – индивидуально. Характерным признаком данного типа производства является выполнение на рабочих местах разнообразных операций, без их периодического повторения.

       На основании годовой программы выпуска (N=10000) выбираем крупносерийный тип машиностроительного производства. Данный выбор предполагает использование следующих основных особенностей изготовления изделия «Каретка»: