Сущность цены. Факторы, определяющие цену на продукцию фирмы. Основные методы ценообразования. Договорные цены. Цена денежных средств

Страницы работы

Содержание работы

1. Сущность цены

Цена – это наиболее чуткий индикатор экономической рыночной конъюнктуры, а также основной регулятор воздействия на производство, торговлю, потребление. цена по своей сущности – одна из самых сложных экономических категорий, так как в ней неразрывно переплетены объективные и субъективные элементы человеческих отношений, крайне противоречивое рациональное и эмоциональное их восприятие и т. п.

 Максимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести товар, - это цена спроса. Минимальная цена, по которой фирма-изготовитель согласна произвести и продать товар – это цена предложения (цена оферта).

Цена же конкретной сделки формируется только в процессе взаимодействия покупателя и продавца как результат взаимных уступок и компромисса, устраивающего обе стороны, каждая из которых действует суверенно, равноправно и добровольно, руководствуясь своими предпочтениями и интересами.

В этих условиях стороны принимают решение о купле – продаже на основе некой взаимно уравновешенной ценности данного товара, обеспечивающей для каждого из них приемлемую выгоду. Эта ценность формирует цену выбора.

Цена выбора выступает в качестве непосредственного побудительного толчка для принятия решения о купле-продаже и наиболее полно характеризует сущность цены как экономического явления.

Ценность в общем смысле – это субъективная оценка полезности или выгоды. Таким образом, цена по своей экономической сущности – это денежная оценка полной субъективной полезности товара, т. е. его экономической и другой ценности, которая обеспечивается при наиболее эффективном, альтернативном и доступном способе его использования  и уравновешивает интересы продавца и покупателя.

В каждом конкретном случае и для каждого экономического субъекта ее величина субъективна и зависит от того, как и с какой пользой (выгодой для себя) он может распорядиться рассматриваемым товаром или услугой.

Размах возможных колебаний цены зависти от вида товара и степени его стандартизованности, возможностей покупателя, рыночной конъюнктуры и других условий.

2. Факторы, определяющие цену на продукцию фирмы

Цены на продукцию, реализуемую фирмой, целесообразно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

1). Тип рынка и конкуренции;

2). Удовлетворенность спроса на товары, предлагаемые фирмой;

3). Эластичность спроса по цене;

4). Общеэкономическая ситуация в стране;

Наиболее важным объективным внешним фактором, определяющим цену, выступает тип рынка и конкуренции, где фирма реализует свой товар. Существует четыре типа рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия, которые существенно влияют на степень свободы продавца в формировании цены.

Если фирма выпускает однородный стандартизированный товар массового спроса, реализуемый на рынке чистой конкуренции, где без нее много продавцов и покупателей, то она вынуждена продавать его по текущей цене рыночного равновесия, сформировавшейся на этом рынке, или немного дешевле.

Если продукция фирмы относится к дифференцированному товару массового спроса и имеет некоторые отличительные особенности по качеству, стилю, упаковке, обслуживанию и т. п., то это будет рынок монополистической  конкуренции,  и  цена  на  такую   продукцию  более   разнообразна.  Она

складывается индивидуально с учетом степени восприимчивости покупателями тех потребительских свойств, которыми обладают товары, предлагаемые фирмой.

Рынок олигополии охватывает в основном товары ограниченного спроса (отдельные виды продукции производственно-технического назначения, транспортные и др. услуги и т. п.), на нем обычно только несколько продавцов и покупателей, которые достаточно хорошо информированы о рыночной конъюнктуре.

Цена продаж здесь устанавливается по цене основных конкурентов (или ее лидера) с соответствующими надбавками (или скидками), отражающими особые свойства и привлекательность товара.

На рынке чистой монополии цена диктуется единственным продавцом-монополистом и поэтому во всех странах она жестко регулируется специальным антимонопольным законодательством.

На каждом типе рынка уровень цены в значительной мере зависит от соотношения спроса и предложения: чем меньше удовлетворенность спроса, тем выше цена и наоборот.

Эластичность спроса по цене – это специфическое проявление закона нормального экономического поведения, отражающее взаимосвязь между изменением цены и спроса на товар. Она рассчитывается по формуле (6.1):

Основными факторами общеэкономической ситуации, влияющими на величину цены, являются темпы инфляции, уровень процентной ставки рефинансирования, курс рубля, покупательная способность рынка и др.

Из прочих внешних факторов следует выделить применяемые методы государственного регулирования и ставки налогов, формы расчетов, место и условия продажи, национальные и региональные обычаи, привычки и т. п.

Внутренние факторы, зависящие непосредственно от самой фирмы, охватывают следующие:

1). Стратегия и ценовая политика фирмы;

2). Качество и привлекательность товара (услуг);

3). Издержки на производство и реализацию товара;

4). Организация ценообразования и отношения с потребителями;

5). Коммуникационная политика и система продвижения товара на рынок.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
77 Kb
Скачали:
0