2.2 закономерно изменяющиеся
2.2.1 прогрессирующие погрешности, монотонно возрастающие или убывающие в процессе измерений (рис. б и в).
(б) (в) (г)
2.2.2 изменяющиеся по сложному закону;
2.2.3 периодические погрешности, изменяющиеся с определённым периодом (рис. г).
(3) По характеру проявления
3.1 Ошибки, природа которых известна, а величина может быть определенадостаточно точно. Такие ошибки устраняются введением соответствующих поправок. (Но здесь нужен разумный подход: если поправка на порядок и более меньше точности измерения, то учитывать её нет смысла).
3.2 Ошибки, известного происхождения, но неизвестной величины. Наиболее распространенная из них – погрешность средств измерений, которая определяется классом точности прибора, или иначе, приведенной погрешностью γn (что одно и тоже). Обычно класс точности указывается либо на приборе, либо в паспорте. Зная приведенную погрешность (класс точности) можно рассчитать абсолютную погрешность для любого показателя по формуле:
где А – верхний предел измерения для приборов с односторонней шкалой; для приборов с двухсторонней шкалой А=А1+А2.Отметьте, что этой формуле соответствует вероятность р = 0,99.
Электроизмерительные приборы характеризуются обычно классом точности в пределах 0.05 – 4. Так, если на приборе указан класс точности 0.5 - это значит, что показания прибора верны с точностью ± 0.5% от всего диапазона измерений по шкале.
Пример: Вольтметр имеет шкалу на 150В; класс точности 0,5. Его абсолютная погрешность:
Что делать, если указаний на класс точности нет. Тогда δср.изм. рассчитывают по формуле:
δ ср.изи. = 0,2а
а – цена деления шкалы прибора.
3.3 Неявные ошибки, о существовании которых можно и не догадываться. Один из наиболее надёжных способов их исключения – проведение тех же измерений, но другими методами и в других условиях.
3.4 Ошибки, обусловленные свойствами объекта и не связанные с измерительными операциями. Хотя это и систематические ошибки, но из-за трудности определения их переводят в разряд случайных.
Грубая ошибка (промах) – возникает вследствие нарушения основных условий измерения. Пример: При плохом освещении рабочего места при регистрации показания прибора, вместо 3 записывается 8. Внешний признак результата содержащего грубую ошибку – это резкое отличие по величине от остальных измерений.
Случайная ошибка (Δ сл) величина, изменяющая непредсказуемо в одной серии измерений. Т.е при одинаковых условиях эксперимента она может приводить как к завышению, так и к занижению измеряемых величин по сравнению с истинным значением. Причины возникновения случайных ошибок: Случайные погрешности возникают вследствие самых различных причин, действие которых столь мало, что их нельзя выделить и учесть по отдельности (примеры: колебание температуры в процессе измерения; незначительное движение воздуха; колебание почвы).
Поэтому случайную погрешность рассматривают как суммарный эффект действия многих факторов ( сюда же плюсуется и не устраненная систематичная ошибка).
Исключить случайные погрешности нельзя. Но с помощью методов теории вероятностей и мат. статистики можно учесть их влияние на истинное значение измеряемой величины.
Статистика – это дисциплина и вид деятельности, направленная на обработку и анализ информации.
Почему возникла необходимость в статистической обработке экспериментальных данных? У естественно научного эксперимента просматривается четкая тенденция к увеличению потока информации (например, в ядерной физике регистрируется до 106 событий за один эксперимент). Поэтому без компьютеризации невозможен даже визуальный просмотр данных, не говоря уже об анализе. А машинная обработка приводит к потере значимости таких факторов как, опыт, интуиция исследователя.
Статистическая обработка результатов эксперимента предполагает знание основных понятий и методов теории вероятности и математической статистики.
Основные понятия (случайная величина, закон распределения, вероятность).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.