D. Как вы объясните это явление?
Е. Как вы думаете, можно ли в этом случае ограничиться изображением двухмерного хроматического пространства?
Попробуйте также изменить кодировку яркости с помощью треугольника Максвелла.
Результаты и выводы
А. При яркости 5% цвет, который вы лучше всего воспринимаете, – это, вероятно, синий.
B. При яркости 70% цвет, который вы лучше всего воспринимаете, – это зеленый.
C. При яркости 90% цвет, который вы лучше всего воспринимаете, – это желтый.
D. Это явление связано с кривой спектральной чувствительности глаза, а также с перемещением этой кривой в зависимости от уровня освещенности.
Е. Очень трудно ограничиться двухмерным цветовым пространством, так как все современные изображения получают в трехмерных пространствах.
5.8.2 Теоретический подход
Как отмечает Пуркинье (см. § 3.7), кривая спектральной чувствительности глаза - нелинейная величина на оси яркости: она смещается в область синих цветов при слабом освещении. Поэтому использование синей доминанты в освещении для создания эффекта ночи — это не простая условность.
С другой стороны, так как измерения чувствительности на пороге ослепления занимают довольно много времени и представляют опасность для сетчатки, то существует мало точных данных по этой области освещения, но принято полагать, что при сильном освещении кривая смещается в область желтого. Все дети рисуют солнце желтым, вероятно, по двум причинам: первая — это то, что на фоне синего неба солнце по контрасту кажется желтым (Сомнительное заключение. Солнце днем имеет яркость порядка 109 кд/м2, а синее небо — порядка 1000 кд/м2. То есть солнце несоизмеримо ярче неба, и ни о каком его цвете говорить невозможно, как и невозможно на него смотреть. Здесь скорее играет роль психологическое восприятие желтого цвета), а вторая вытекает из вышеописанного явления, которое отмечается при сильном освещении, как палитра художника Вильяма Тернера. С другой стороны, доминирующая длина волны изменяется значительным образом вместе с изменением насыщенности. При смешении цветных пигментов с белым пигментом отклонение может составлять 10 нм в направлении пределов спектра, но оно незначительно в центральных областях спектра.
Поэтому все наиболее совершенные программы управления цветом работают в трехмерном пространстве, опираясь на большое количество цветовых образцов и приборы типа спектроколориметра.
5.9 Критическое заключение о колориметрических пространствах
В предисловии к своей работе Color Measurement 1981 года Дуглас Мак-Адам высказался так о главной цели колориметрических пространств:
«Совершенным решением было бы создание «единой» диаграммы. Поиск такой диаграммы длился более пятидесяти лет, и создается впечатление, что сейчас мы настолько же далеки от ее создания, как и в начале исследований. Многие показатели даже указывают на то, что цель недостижима: двухмерная диаграмма не способна отобразить различия близких цветов в нужных пропорциях, так же как и на карте мира невозможно передать равные географические расстояния равными промежутками.»
К тому же восприятие цветов было глубоко изучено при ночном зрении, что довольно сложно, но неопасно, но существует очень мало исследований восприятия на пороге ослепления, потому как долгие по времени измерения могут привести к повреждениям сетчатки.
Следует также добавить, что обзор «колориметрических карт», изображающих восприятие «среднего наблюдателя», основан на ограниченном количестве испытуемых. Исследования никогда не проводились на значительных и разнообразных группах населения. Однако было бы весьма интересно провести такие измерения на группах людей из разных сред обитания, чтобы определить, в какой мере восприятие цветов зависит от адаптации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.