Динамика народной жизни, ее шумное и пестрое многообразие, разноголосие народных характеров и народных идеалов не стали предметом первостепенного внимания русского классического романа, но получили разностороннее освещение в циклах, которые позволяли автору сохранять контуры единой художественной концепции при гораздо более широкой, чем в романе, индивидуализации изображаемых героев. Именно потому очерковая литература о народе существует у нас одновременно с развитием романа, отчасти готовя его появление, но и постоянно конкурируя с ним.
Русская критика 60-х годов XIX века
Русская критика второй половины XIX века развивается драматично. Общественная жизнь страны в это время необычайно усложнилась. В ходе подготовки и проведения антикрепостнических реформ возникло множество политических направлений, которые спорили друг с другом. Пестрой, многослойной оказалась и картина литературного процесса. Поэтому и критика стала более разноголосой по сравнению с эпохой 30—40-х годов, когда все многообразие критических оценок покрывалось авторитетным словом Белинского. Подобно Пушкину в литературе, Белинский в критике был своеобразным универсалом: он совмещал в оценке произведения и социологические, и эстетические, и стилистические подходы, охватывая взором литературное движение в целом.
Во второй половине XIX века критический универсализм Белинского оказался неповторимым. Критическая мысль специализировалась по отдельным направлениям и школам. Даже критики наиболее разносторонние, обладавшие широтой общественного взгляда, уже не могли претендовать не только на охват литературного движения во всей его полноте, но и на целостную интерпретацию отдельного произведения. Литературное развитие в целом и место в нем отдельного писателя раскрывалось теперь всей совокупностью критических оценок. Аполлон Григорьев, например, споря с добролюбовскими оценками А. Н. Островского, подмечал в творчестве драматурга такие грани, которые ускользали от Добролюбова в связи с различием их общественных взглядов и эстетических позиций. Критическое осмысление творчества Тургенева или Льва Толстого нельзя свести к оценкам Добролюбова или Чернышевского. Работы Н. Н. Страхова об «Отцах и детях» и «Войне и мире» существенно углубляют и уточняют их. Глубина понимания романа И. А. Гончарова «Обломов» не исчерпывается классической статьей Добролюбова «Что такое обломовщина?». А. В. Дружинин вносит в осмысление характера Обломова значительные уточнения. И нам важно учесть при изучении литературы XIX века весь спектр разноречивых критических ее оценок современниками. Без знания этих оценок наше восприятие классики окажется антиисторичным, субъективным, искаженным. А чтобы разобраться в причинах разных подходов к оценке одного и того же произведения, нужно иметь предварительные сведения о характере общественных убеждений критика и о своеобразии его эстетической позиции.
Западники и славянофилы. Русская общественная мысль второй половины XIX века бьется над решением вопроса о путях развития России. Могут ли они быть простым воспроизведением
путей Западной Европы или Россия имеет свою особенную судьбу? В решении этого вопроса русская общественность размежевалась на два течения—западническое и славянофильское. Западники полностью принимали реформу Петра Великого и считали, что Россия должна и далее идти западным путем. Славянофилы видели в петровских реформах попытку насильственной европеизации и полагали, что в дальнейшем своем развитии Россия должна опираться на собственный тип культуры, вырастающий на духовной почве православия.
И славянофилы, и западники были патриотами. Когда в 1861 году, вслед за А. С. Хомяковым, скончался «рыцарь славянофильства» К. С. Аксаков, западник А. И. Герцен, сказал:
«Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы за пророчество — чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.