вспомнить о французских натуралистах. Но примечательно, что наиболее существенные признаки классического натурализма появились у Боборыкина задолго до возникновения этого литературного направления на Западе.
Эпические начала в литературном процессе эпохи 60-х годов
В послесловии к роману-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой писал: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примеров. История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести» (VII, 356— 357).
Русскцй роман эпохи 60-х годов действительно не укладывается в форму классического западноевропейского романа, так как он диалектически разрешает возникшее в ходе развития мировой литературы противоречие между классическими формами древнего эпоса и новыми формами европейского романа. Глубоко и всесторонне осваивая достижения этого романа, удерживая свойственную ему конфликтность во взаимоотношениях личности и общества, героя и народа, русская литература придает этой конф-ликтности творческий, созидательный характер. В сложной борьбе с обществом и самими собой, проходя через драматические духовные кризисы и переломы, герои «Войны и мира» движутся к постижению высшего смысла жизни «миром», к правде народной. Одновременно с ними подвергается суровым историческим испытаниям, мужает и крепнет и сама народная жизнь. Конфликт личности и общества, героя и народа становится относительным, жанровые рамки западноевропейского романа на русской почве раздвигаются, искусству возвращаются утраченные им в буржуазном мире эпические горизонты.
Разумеется, утверждаемое русским художественным сознанием 60-х годов эпическое состояние мира существенно отличается от древних форм эпоса. В «Илиаде» Гомера или в русском былинном эпосе в центре внимания оказывается герой, которого окружает группа второстепенных лиц, играющих роль «резонирующей
среды», составляющих «фон доблести героя». В русском эпосе 60-х годов «резонирующий фон» обрел самостоятельность: «мысль народная» «эмансипировалась» настолько, что эпический герой вступил с нею в напряженное, непрерывное общение. Именно связи героя с «коллективным народным субъектом», диалектика общения героя с народом заняли теперь ведущее место в повествовании. Существенно изменился при этом сам эпический герой. Он не удерживал в себе, как это было в древнем эпосе, готовые, застывшие, отстоявшиеся ценности коллективного народного опыта. Он заново обретал эти ценности, этот опыт, накапливал его постепенно всей своей жизнью, всей полнотою своего личного
опыта.
Каковы же исторические предпосылки эпического мироощущения русских писателей 60-х годов?
Россия вступила тогда в полосу глубокого и затяжного социального кризиса, который обострила и ускорила Крымская война. Самодержавная власть и бюрократическая государственность обанкротились—и надолго. Заботу о прогрессивном развитии нации взяли на себя оппозиционные по отношению к официальным властям культурные, демократически настроенные слои русской общественности. На протяжении всего XIX века в России оставался всеобщим и ключевым крестьянский вопрос: от его разрешения зависела историческая жизнь нации, дальнейшая ее судьба. Поэтому «мысль народная» в нашем искусстве не могла, как это случилось на Западе, обособиться, не могла превратиться в «специальную», «частную», стоящую в ряду других. Наоборот. Она приобрела значение универсальное, легла в основу целостного образа живой, неофициальной России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.