«Детские годы Багрова-внука», 1858) готовит «ростовскую» тему «Войны и мира». Но если роман-эпопея Толстого выходит за пределы семейного круга Ростовых и Болконских к поискам более широкого национального и общечеловеческого плана, то у Аксакова «багровская» тема локализована, замкнута в самой себе. Ф. М. Решетников в повестях и романах из народного быта («Подлиповцы», «Где лучше?») изображает крестьянскую Россию в движении и развитии, предвосхищая динамику групповых народных образов в «Войне и мире». Но и у Решетникова народный мир не включается в связь с широкими, общенациональными стихиями бытия. Роман Тургенева о нигилисте «Отцы и дети» поднимает волну антинигилистической прозы. Но, пожалуй, за исключением «Некуда» Н. С. Лескова и «Взбаламученного моря» (1863) А. Ф. Писемского, вся она схватывает и абсолютизирует лишь слабые стороны базаровского типа, доводя его до карикатурности. Тенденциозное изображение нигилистов в романах В. П. Клюшни-кова («Марево», 1864), В. В. Крестовского («Панургово стадо», 1869) связано с более консервативными, чем у Тургенева, политическими взглядами этих писателей, с крутым поворотом вправо после петербургских пожаров 1862 года и польских событий 1863 года всех русских либералов.
Но в то же время за этой тенденциозностью скрывается и драматизм исторического развития всей литературы 60-х годов. Художественный анализ одной стороны жизни, одной грани общественного явления оборачивается для многих писателей утратой полноты и всесторонности.
Аналогичное противоречие возникает в беллетристике революционно-демократического лагеря, в целом восходящей к роману Чернышевского «Что делать?». Н. Ф. Бажин, например, в романе «Степан Рулев» продолжает «рахметовскую» тему: главный герой, разночинец, странствует по Каме, знакомится с жизнью бурлаков, раскольников-крестьян. В романе есть глухие намеки на опасность предприятия, ради которого Рулев, подобно Рахметову, отрекается от личного счастья, от любви. Но в отличие от Чернышевского герой Бажина лишен рахметовской цельности и монументальности. По существу, здесь берется и подвергается детальному художественному анализу лишь одна страница биографии «особенного человека».
Более объемно концепцию Чернышевского реализует И. В. Омулевский в романе «Шаг за шагом» (1870). Главный герой его—разночинец Светлев. Будучи революционером, он исповедует принцип «шаг за шагом» и не чуждается «малых дел». Возвращаясь по окончании Петербургского университета на родину, в провинциальный сибирский городок, Светлов заводит бесплатную воскресную школу, организует медицинскую помощь бедным людям, вызволяет женщину из семейного рабства, словом, ведет жизнь, типичную для «новых людей»—Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны. В то же время Светлов держит в уме революционную, рахметовскую цель: вступает в дружеские связи с политическими ссыльными, принимает участие в бунте фабричных против управляющего. В отличие от Чернышевского герои Омулевского более приземлены и наделены чертами обыкновенных людей, погружены в атмосферу повседневной жизни провинциального городка. Но
это «обмирщение» угрожает героям Омулевекого своего рода измельчанием: уходит из романа философский аспект, приглушается романтическая монументальность и освободительный пафос. Обретение и здесь оборачивается некоторыми утратами: «очеловечивая» характер революционера, Омулевский возвращает ему неведомую Рахметову полноту связей с повседневным течением жизни, но за счет снижения рахметовской универсальности, явившейся нормой и образцом для многих поколений революционных борцов.
Писатель эпохи 60-х годов сталкивался с необходимостью художественного осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия: ведь, по характеристике В. И. Ленина, в России тех лет «в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». Достоевский не случайно называл себя писателем, одержимым тоскою по текущему, а Тургенев, отличавшийся необычайной чуткостью к смене различных умственных течений в образованном слое русского общества, в письме к К. С. Аксакову заявлял: «Простота, спокойство, ясность линий...—все это еще пока идеалы, которые только мелькают передо мной... Жизнь торопит и гонит—и дразнит и манит... Трудно современному писателю, особенно русскому, быть покойным — ни извне, ни извнутри ему не веет покоем»2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.