В этих условиях художественный синтез возникал на более узких временных и пространственных отрезках жизни, чем в реализме первой половины века: необходимость определенной специализации и локализации диктовалась особым состоянием мира, типичным для эпохи 60-х годов. Стремление к гармонически-уравновешенному изображению бытия нередко оборачивалось художественным схематизмом: живая и подвижная действительность ускользала от писателя, нацеленного на создание универсальных художественных обобщений и завершенных эстетических форм. Приходилось идти на компромисс и нередко пренебрегать устоявшимися и незыблемыми правилами художественности ради правды жизни.
Русская литература 60-х годов в лице своих гениев, творцов классического романа, создавала обобщенный, синтезированный образ народной России. Но такая обобщенность требовала отвлечения от реального многообразия и пестроты народного мира, от индивидуальной неповторимости каждого уголка, каждой деревушки на бескрайних русских просторах. Появилась целая плеяда писателей-демократов, по-своему восполнявших пробел, возникавший в литературе, устремленной к созданию больших, синтезирующих форм. В эпоху торжества русского классического романа, в период исключительного расцвета литературы как особой формы художественного сознания потребовались писатели, которые, не мудрствуя лукаво, собирали на глазах у общества цветную мозаику народной жизни, ничего в ней не усекая и с предельной осторожностью используя специфические возможности литературы.
К числу таких писателей принадлежал, например, С. В. Максимов, автор уникальных по богатству и пестроте схваченных в его произведениях форм народной жизни. Его книги «Лесная глушь», «Год на Севере», «Сибирь и каторга» стали, по словам Щедрина, «настольными для всех исследователей русской народности». Шестидесятые годы были особенно богаты писателями-первопроходцами, которые не претендовали на создание целостных, художественно завершенных картин и ограничивались «отрывками, очерками, сценками». Но эти первопроходцы готовили, по мысли Щедрина, почву для новых литературных форм, более широко и всесторонне обнимающих живое многообразие окружающего мира. Тот же Максимов дал богатые материалы для творчества М. Е. Салтыкову-Щедрину и Н. А. Некрасову, оказал влияние на «Историю одного города» Щедрина, на создание некрасовских поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо». В то же время книги Максимова сохраняли и сохраняют собственную познавательную и эстетическую ценность. Без них наше представление о России, о ее прошлом, о народе и его культуре было бы в значительной степени обедненным.
Погоня за ускользающим временем, за переменчивыми и плавкими формами жизни нередко приводила отдельных писателей-шестидесятников к эмпиризму и бытописательству, к утрате в искусстве синтезирующих начал. Классическим примером таких утрат является творчество П. Д. Боборыкина. Даже в характере этого писателя сказывались чрезмерная возбудимость и впечатлительность, неуемная жажда перемены мест: он вел кочевой образ жизни и ни в одном городе не задерживался более двух месяцев подряд. Это был писатель с фантастической плодовитостью: двадцать романов, пятьдесят повестей и рассказов, двадцать драматических произведений и огромное количество публицистических и литературно-критических эссе, фельетонов.
Для произведений Боборыкина характерна эскизность и незавершенность, в них отсутствуют цельные художественные типы и широкие обобщения. Романы «В путь-дорогу» (1862) и «Земская жизнь» (1863) содержат в себе огромное количество вставных эпизодов и несметную толпу действующих лиц, большая часть которых не нужна для развития сюжета. Вместе с тем критика отмечала уникальную именно для Боборыкина способность схватывать и изображать «настоящий момент общественной жизни», тот живой нерв ее, который бьется именно сегодня. Но в отличие от Тургенева это «уловление моментов» у Боборыкина страдает легковесностью, ему явно не хватает художественной глубины и кон-цептуальности. За микроскопическим анализом мельчайших деталей, оттенков, нюансов ускользает целое, не схватывается единая картина жизни: наблюдения довлеют себе, произведение превращается в мертвый склад набросков, на скорую руку сшитых нехитрой сюжетной канвой. Произведения Боборыкина заставляют
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.