Повышение качества автотракторной техники на основе анкетирования и моделирования, страница 3

Основные задачи повышения качества АТТ следующие: увеличение удельного веса выпуска дизельных двигателей, как для грузовых, так и легковых автомобилей (40–45 %), уменьшение расхода топлива (25–30 %), расширить производство автомобилей работающих на сжатом и сжиженном газе, снизить удельный расход топлива ДВС за счет совершенствования конструкции, применения электронных устройств и улучшения аэродинамических показателей, уменьшить удельную металлоемкость (15–20 %), увеличить ресурс работы, снизить трудоемкость технического обслуживания, снизить напряженность проблемы (особенно для города) токсичности отработавших газов.

Основными методами определения показателей качества продукции являются измерительный метод, расчетный метод, органолептический метод, регистрационный метод, традиционный метод, экспертный метод, социологический метод [6]. Экспертный метод определения качества продукции используется в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы объективного определения значений единичных или комплексных показателей качества такими методами как инструментальный, эмпирический или расчетный. «Эксперт» (от лат. слова «expertus» – опытный) – это специалист, компетентный в решении данной задачи. Анкетирование – это один из самых дешевых и быстрых видов маркетинговых исследований. При экспертном методе оценку уровня качества или показателя того или иного свойства продукции определяют в безразмерных единицах. В случае если результат оценки качества эксперты представляют в виде ранжированного ряда, то численное определение оценок экспертов состоит в следующем:

1. Все объекты оценки (изделия, свойства) нумеруются произвольно.

2. Эксперты ранжируют объекты по шкале порядка.

3. Ранжированные ряды объектов, составленные экспертами, сопоставляются.

В данной статье был применен экспертный метод оценки качества АТТ. В качестве экспертов выступами студенты ЮУрГУ (автотракторный факультет, специальность 140501 – ДВС, в основном юноши и факультет экономики и управления, специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям), в основном девушки, возраст 24 ± 2 года.

В случае, когда объекты экспертизы – показатели качества ДВС по ГОСТ 15467-03: Q1 – назначения; Q2 – надежности; Q3 – экономические; Q4 – эргономические; Q5 – эстетические; Q6 – технологические; Q7 – транспортабельности; Q8 – унификации; Q9 – патентно-правовые; Q10 – экологические; Q11 – безопасности студенты-эксперты составили ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка:

Эксперт № 1: Q10 < Q11 < Q1 < Q9 < Q3 < Q4 < Q7 < Q6 < Q5 < Q2 < Q8;

Эксперт № 2: Q10 < Q11 < Q8 < Q9 < Q3 < Q6 < Q4 < Q5 < Q7 < Q2 < Q1;

Эксперт № 3: Q10 < Q11 < Q5 < Q1 < Q7 < Q8 < Q6 < Q4 < Q9 < Q3 < Q2;

Эксперт № 4: Q10 < Q11 < Q8 < Q6 < Q5 < Q7 < Q4 < Q9 < Q3 < Q2 < Q1;

Эксперт № 5: Q8 < Q10 < Q7 < Q6 < Q4 < Q9 < Q2 < Q11 < Q5 < Q3 < Q1;

Эксперт № 6: Q11 < Q8 < Q4 < Q10 < Q5 < Q1 < Q2 < Q3 < Q7 < Q9 < Q6;

Эксперт № 7: Q10 < Q11 < Q4 < Q1 < Q8 < Q9 < Q6 < Q5 < Q3 < Q7 < Q2;

Эксперт № 8: Q8 < Q4 < Q10 < Q11 < Q9 < Q1 < Q2 < Q3 < Q7 < Q6 < Q5;

Эксперт № 9: Q11 < Q11 < Q8 < Q7 < Q6 < Q5 < Q4 < Q1 < Q2 < Q3 < Q9;

Эксперт № 10: Q8 < Q1 < Q10 < Q11 < Q6 < Q2 < Q7 < Q4 < Q3 < Q9 < Q5;

Эксперт № 11: Q11 < Q10 < Q8 < Q3 < Q4 < Q1 < Q9 < Q7 < Q6 < Q2 < Q5;

Эксперт № 12: Q8 < Q11 < Q4 < Q6 < Q10 < Q9 < Q7 < Q1 < Q3 < Q5 < Q2;

Эксперт № 13: Q10 < Q4 < Q8 < Q6 < Q7 < Q3 < Q11 < Q9 < Q1 < Q2 < Q5;

Эксперт № 14: Q4 < Q10 < Q11 < Q1 < Q3 < Q6 < Q7 < Q8 < Q9 < Q2 < Q5.

Место объекта в ранжированном ряду называется рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до m (m – количество оцениваемых объектов). В данном случае m = 11.