Повышение качества автотракторной техники на основе анкетирования и моделирования, страница 10

Тогда эффективная мощность определяется:

                                                  (28)

Увеличение мощности составит:

                                                  (29)

Снижение расхода топлива составит:

                                                     (30)

На основании проведенных расчетных исследований можно осуществлять целенаправленное конструирование ДВС.

Опыт стран с развитой рыночной моделью экономики и свободного предпринимательства показывает, что они идут не только по пути поддержки частных инвесторов, но и прямого государственного финансирования инновационных проектов, реализуемых как мелкими фирмами, так и университетами. При этом  инновационная деятельность декларируется: … «как объективно возникающий процесс, в котором главная роль принадлежит не деньгам, а трансформации знаний в пригодную для продажи технологию или продукцию». Объекты технического творчества могут быть созданы независимо друг от друга самостоятельно, разными лицами и поэтому требуют формального официального закрепления. Патент (на полезную модель, промышленный образец, изобретение) можно рассматривать как результат исследования (НИОКР), движущую силу прогресса и конкурентоспособности. Кроме того, результаты технического творчества направлены на решение практических задач, имеют прикладное значение.

В результате анализа результатов моделирования отмечалось, что одним из эффективных средств воздействия на процесс сгорания (сокращения φ) является управляемый процесс топливоподачи в цилиндр дизеля. Оптимальная продолжительность процесса сгорания для дизелей с камерой сгорания типа ЦНИДИ равна φ = 50±100 п.к.в. [2, 3]. В исследуемом дизеле Д-160 (4ЧН 14,5/20,5) производства ЧТЗ «Уралтрак» φ = 1360 п.к.в., что превышает рекомендуемые значения. В результате научных и проектно-конструктор-ский работ был предложен способ подачи топлива в камеру сгорания дизеля (патент № 1790696), соавтором которого является автор настоящей статьи. Патент на изобретение можно рассматривать как результат эффективного научного, проектно-конструкторского и методического исследования. Применение предложенного конструкторского решения позволило сократить продолжительность процесса впрыска с 32 до 26 град. п.к.в. и увеличить давление распыливания на 40–50 кгс/см2. При этом достигается повышение относительной скорости перемещения топлива и воздуха в конце впрыска, что улучшает смесообразование, повышает интенсивность тепловыделения в основном периоде процесса сгорания. В итоге сокращается продолжительность процесса сгорания до 96 град. п.к.в., уменьшается удельный эффективный расход топлива и температура отработавших газов соответственно на 23–25 % и 500С при ограничении максимальной быстроты нарастания давления и максимального давления цикла.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляев, В.П. Надежность – основа качества автомобиля / В.П. Беляев // Проблемы и перспективы развития евроазиатских транспортных систем. Материалы Второй Международной научно-практической конференции / под ред. О.Н. Ларина, Ю.В. Рождественского. – Челябинск: Издательский цент ЮУрГУ. – 2010. – С. 17–23.

2. Вибе, И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя / И.И. Вибе. – Свердловск: Урало-Сибирское отделение Машгиза, 1962. –271 с.

3. Семенов, Б.Н. Рабочий процесс высокообортных дизелей малой мощности / Б.Н. Семенов, Е.П. Павлов, В.П. Копцев. – Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990. – 240 с.

4. Фарафонтов, М.Ф. Расчет рабочего цикла двигателя с использованием ЭЦВМ «Наири»: учебное пособие / М.Ф. Фарафонтов. – Челябинск: ЧПИ, 1979. – 48 с.

5. Фасхиев, Х.А. Определение цены автомобиля при разработке: учебное пособие для студентов специальности 190201 – «Автомобиле- и тракторостроение» / Х.А. Фасхиев, А.В. Крахмалева, М.А. Сафарова. – Набережные Челны: Изд-во КГИ-ЭА, 2006. – 176 с.

6. Фомин, В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2005. – 411 с.