Повышение качества автотракторной техники на основе анкетирования и моделирования, страница 2

Вещество

Объемная доля, %

Примечание

Бензиновый

Дизельный

Азот

74–77

76–78

Нетоксичен

Кислород

0,05–80

20–80

Нетоксичен

Вода

3–13

0,5–10

Нетоксичен

Двуокись углерода

5–125

1–12

Нетоксичен

Окись углерода

0,1–10

0,01–0,5

Токсичен

Окислы азота

0,05–0,5

0,1–10

Токсичен

Углеводороды

0,2–20

0,01–0,5

Токсичен

Альдегиды

0–0,2

0–0,05

Токсичен

Сажа

До 100 мг/м3

До 20 г/ м3

Токсичен

Окислы серы

0,003

0,015

Токсичен

Тетраэтилсвинец

0,003

Токсичен

Бензопирен

25

10

Канцероген

Опасность компонентов отработавших газов: оксид углерода препятствует поглощение кровью кислорода; свинец влияет на кровеносную и нервную системы (способен накапливаться и откладываться в различных органах); оксиды азота раздражают легкие, вызывают различные легочные заболевания, увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям; бензопирен – это вещество, способное вызвать раковые заболевания; шум.

Чувствительность населения к действию выхлопных газов зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и др. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми. В морозы организм человека воспринимает выхлопные газы особенно чувствительно. Наиболее опасны прогулки вдоль высокоскоростных магистралей и в местах, где автомобили стоят в «пробках». Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Довольно часты случаи отравления выхлопными газами, в том числе  и со смертельными исходами, автомобилистов в гаражах, закрытых стоянках и внутри автомобилей (утечки в салон) при отсутствии или плохой вентиляции.

Вопросы экологичности автомобилей закладываются в конструкцию уже на заводе-изготовителе. Так в автомобиле «Skoda-Fabia» устанавливается нейтрализатор отработавших газов (ОГ), что в совокупности с совершенной конструкцией ДВС обеспечивает выброс СО109 г/ км пробега, что соответствует стандарту «Евро-5». В руководстве по эксплуатации автомобиля в комплектации «Greenline 2», для экономичного и экологичного стиля вождения дается ряд предписаний: не превышать частоту вращения коленчатого вала двигателя равную 75 % от максимально допустимой на каждой передаче, не нажимать педаль акселератора до упора, следить за давлением в шинах, избегать лишних резких разгонов и торможений, раннее переключение на более высокую передачу, в холодное время года можно начинать движение при не полностью прогретом двигателе. Сразу после пуска холодный двигатель расходует примерно 15–20 л топлива на 100 км. Уже после пробега 1 км расход уменьшается примерно до 10 л/100 км. Применять топливо (неэтилированный бензин) с октановым числом 91 или 95 по методу ROZ. Если автомобиль оборудован системой «Старт-стоп» то уже после 30–40 секунд остановки двигателя количество сэкономленного топлива превышает количество топлива, необходимого для повторного пуск двигателя, этим обстоятельством можно пользоваться при нахождении в «пробке», у светофора, железнодорожного переезда и т.п.

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) нашли широкое применение во всех областях экономики России. Это обстоятельство объясняется рядом преимуществ ДВС перед другими источниками энергии: высокая экономичность, относительная малые габаритные размеры и масса, приспособляемость к различным переменным условиям работы, автономность, то есть возможность использования их в отрыве от мест снабжения топливом длительное время и др.