Вещество |
Объемная доля, % |
Примечание |
|
Бензиновый |
Дизельный |
||
Азот |
74–77 |
76–78 |
Нетоксичен |
Кислород |
0,05–80 |
20–80 |
Нетоксичен |
Вода |
3–13 |
0,5–10 |
Нетоксичен |
Двуокись углерода |
5–125 |
1–12 |
Нетоксичен |
Окись углерода |
0,1–10 |
0,01–0,5 |
Токсичен |
Окислы азота |
0,05–0,5 |
0,1–10 |
Токсичен |
Углеводороды |
0,2–20 |
0,01–0,5 |
Токсичен |
Альдегиды |
0–0,2 |
0–0,05 |
Токсичен |
Сажа |
До 100 мг/м3 |
До 20 г/ м3 |
Токсичен |
Окислы серы |
0,003 |
0,015 |
Токсичен |
Тетраэтилсвинец |
0,003 |
– |
Токсичен |
Бензопирен |
25 |
10 |
Канцероген |
Опасность компонентов отработавших газов: оксид углерода препятствует поглощение кровью кислорода; свинец влияет на кровеносную и нервную системы (способен накапливаться и откладываться в различных органах); оксиды азота раздражают легкие, вызывают различные легочные заболевания, увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям; бензопирен – это вещество, способное вызвать раковые заболевания; шум.
Чувствительность населения к действию выхлопных газов зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и др. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми. В морозы организм человека воспринимает выхлопные газы особенно чувствительно. Наиболее опасны прогулки вдоль высокоскоростных магистралей и в местах, где автомобили стоят в «пробках». Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Довольно часты случаи отравления выхлопными газами, в том числе и со смертельными исходами, автомобилистов в гаражах, закрытых стоянках и внутри автомобилей (утечки в салон) при отсутствии или плохой вентиляции.
Вопросы экологичности автомобилей закладываются в конструкцию уже на заводе-изготовителе. Так в автомобиле «Skoda-Fabia» устанавливается нейтрализатор отработавших газов (ОГ), что в совокупности с совершенной конструкцией ДВС обеспечивает выброс СО2 109 г/ км пробега, что соответствует стандарту «Евро-5». В руководстве по эксплуатации автомобиля в комплектации «Greenline 2», для экономичного и экологичного стиля вождения дается ряд предписаний: не превышать частоту вращения коленчатого вала двигателя равную 75 % от максимально допустимой на каждой передаче, не нажимать педаль акселератора до упора, следить за давлением в шинах, избегать лишних резких разгонов и торможений, раннее переключение на более высокую передачу, в холодное время года можно начинать движение при не полностью прогретом двигателе. Сразу после пуска холодный двигатель расходует примерно 15–20 л топлива на 100 км. Уже после пробега 1 км расход уменьшается примерно до 10 л/100 км. Применять топливо (неэтилированный бензин) с октановым числом 91 или 95 по методу ROZ. Если автомобиль оборудован системой «Старт-стоп» то уже после 30–40 секунд остановки двигателя количество сэкономленного топлива превышает количество топлива, необходимого для повторного пуск двигателя, этим обстоятельством можно пользоваться при нахождении в «пробке», у светофора, железнодорожного переезда и т.п.
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) нашли широкое применение во всех областях экономики России. Это обстоятельство объясняется рядом преимуществ ДВС перед другими источниками энергии: высокая экономичность, относительная малые габаритные размеры и масса, приспособляемость к различным переменным условиям работы, автономность, то есть возможность использования их в отрыве от мест снабжения топливом длительное время и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.