Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 9

      Родоначальником этатического позитивизма считается анг. Философ Т.Гоббс (1588-1670). Как и его предшественники, Гоббс по сложившейся традиции различал право естественное и право  волеустановленное, однако первое он связывал  лишь с естественным догосударственным состоянием общества, когда люди абсолютно свободны по отношению друг к другу, вследствие чего никто не гарантирован от абсолютного произвола. Такое состояние Гоббс называл  «войной всех против всех». Во имя мира и безопасности (основные, по мнению Гоббса, блага цивилизации) люди по взаимной договоренности создают государства, уступая верховной власти свою естественную свободу в обмен на упорядоченную гарантированную гражданскую свободу. В государственно-организованном обществе не может быть места естественному праву – «подданные свободны в той мере, в какой их свобода допускается сувереном (государством)». Что же касается самого суверена, то его власть по отношению к подданным ограничивается, согласно Гоббсу, лишь моральными требованиями разумности и справедливости. Суверен не должен быть связан даже исходящими от него же приказами (законами).

      В отличие от Гоббса, его последователи отказались от упоминания естественного права даже в негативном «гоббсовском «  смысле.

      Для  этатического позитивизма право – это инструмент государства, создаваемый самим государством; вне позитивного права каких-либо правовых феноменов не существует. Государство при таком подходе превращается в универсальную самодовлеющую организацию, поглащающую общество и отдельного человека. Существуют два варианта этатического позитивизма:

            -   позитивизм законов или законнический позитивизм (распространен, прежде всего, в странах романо-германской семьи);

                    -   позитивизм решений  (распространен, прежде всего , в странах  англо-американской семьи).

      Законнический позитивизм сводит право к системе нормативно-правовых актов, т.е. к деятельности нормотворческих органов государства. В рамках законнического позитивизма  можно выделить: юриспруденцию понятий  (или формально-догматическую юриспруденцию)  и  юриспруденцию интересов. Юриспруденция  понятий ограничивается логической интерпретацией текстов нормативно-правовых актов и, прежде всего, законов. Провозглашается беспробельность права. Нужно лишь, опираясь на установленные законодателем дефиниции и конструкции, уметь логически последовательно выводить конкретные нормы из более общих. Содержание правовых норм, согласно представителям юриспруденции понятий, полностью исчерпывается  «буквой закона», а применение права есть простое механическое подведение казуса под соответствующую правовую норму. Право рассматривается как система мыслительных конструкций и логических форм в отрыве от подлинной воли законодателя и окружающей правовую норму реальности.

      Наиболее глубоко базовые положения юриспруденции понятий разработал  в своем «чистом учении о праве» нем. Ученый-юрист Ганс Кельзен (1881-1973). Кельзена не интересуют социально-экономические, политические, культурные и прочие аспекты права. Он исследует право в его «чистом виде» как государственную волю, выраженную в обязательных, нормативно-правовых и индивидуально-правовых актах. Кельзен выстраивает строго иерархическую (ступенчатую) систему права: конституционные нормы – нормы обычных законов – акты правительства – акты центральных органов государственной власти и т.д. , вплоть до индивидуально-правовых актов. Каждая последующая норма подчинена предыдущей и логически вытекает из нее. Нормы внутреннего права должны согласовываться с нормами международного права, но над теми и другими возвышается некая основная (исходная) норма. И здесь Кельзен останавливается, ничего не говоря ни о природе этой основной  нормы, ни  о том, как она  должна «улавливаться» законодателем. У Кельзена связь государства и права настолько сильна, что государство само превращается в своеобразный персонифицированный правопорядок.  Кроме того, Кельзен, в отличие от иных представителей этатического позитивизма, настаивает на подчиненности государства установленному им же и международным сообществом позитивному праву.