Социологическое направление в философии права концептуально оформилось во второй половине Х1Х века в рамках так называемой
«школы свободного права». Однако отдельные положения социологического правопонимания характерны уже для «исторической школы права», сложившейся в Германии в конце ХУШ – в начале Х1Х в. Представители этой школы утверждали, что позитивное право формируется на основе обычаев, которые в свою очередь вырастают из недр «народного духа», глубин «народного сознания». Право есть выражение духа народа, складывающегося подобно языку постепенно и стихийно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодателя. Роль государства и его юридических институтов сводилась исторической школой права к обеспечению существующего в обществе порядка, к простой фиксации в законодательных установлениях того права, которое уже фактически сложилось. Нормы позитивного права выявляются народным духом через спонтанное осознание людьми своих потребностей и интересов. Несложно заметить, что в исторической школе права переплетаются как социологический, так и психологический подходы к уяснению природы права.
Во второй половине Х1Х в. стал очевидным разрыв между нормами действующего официального права и все более ускоряющейся динамикой общественных отношений. Правоприменительные органы (прежде всего суды), принимая решения, были вынуждены под видом официального толкования норм действующего права фактически создавать новое право. Это и послужило материальной основой для оформления социологического правопонимания. Основные постулаты правовой социологии гласят:
1. Подлинное право следует искать не среди «бумажных» норм, а в реальной жизни.
2. Задача юридической науки состоит не в формально логическом анализе правовых актов, а в изучении общественных отношений, порождающих «живое право».
3. Писанное право – это «пустой « звук, «сосуд», который еще предстоит наполнить реальным содержанием, соответствующим динамике общественных отношений.
4. Общество развивается быстрее, чем правовая система, поэтому в писанном праве всегда имеет место разрыв между «сущим» и «должным».
5. Следует критически относится к традиционным представлениям о праве и справедливости.
Правовые социологи отказываются от создания законодательно оформленной системы всеобщих и общеобязательных правовых предписаний. Они предлагают передать правотворческую функцию судам. Последние, по их мнению в отличие от законодателя, непосредственно сталкиваются с конфликтными ситуациями и поэтому лучше осведомлены о реальных запросах общества и индивида. Создавая право или, точнее, улавливая правовые норм в потоке общественной жизни, судьи должны руководствоваться не писанными нормами права и не принципом какой-то внеисторической справедливости, а социальной выгодой, которая должна быть достигнута в каждом конкретном деле. Остаточно четко противопоставление «живого права» праву «застывшему» в нормативно-правовых актах сформулировал амер. ученый-юрист Оливер Холмс. Писанное право, по его мнению, это всего лишь предположение о том, какое решение примет судья в конкретной ситуации. Другой американский. юрист Фрэнк, развивая это положение, писал, что судебные решения в значительной пропорции являются непредсказуемыми до того момента, пока дело не начинается слушаться в судебном заседании.
Сторонники социологической юриспруденции связывают феномен права лишь с социальной реальностью и, хотя очень осторожно, но все допускают возможность конструирования общих правил поведения на основе анализа социальной практики. Эта концепция проявила себя в форме доктрины судебного прецедента. Основные принципы доктрины:
1. Вступившее в силу решение вышестоящего суда обязательно для всех нижестоящих судов.
2. Связанность аппеляционных судов своими ранее принятыми решениями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.