- частным лицам дозволено то, что прямо не запрещено законом
- носителям публичной власти (госорганам и должностным лицам) разрешено лишь то, что прямо вытекает из закона.
« Полноценная» позитивация права возможна лишь в условиях демократического политического режима. Основные черты такого режима:
- многоукладность экономики и многообразие идеологий
- открытость общества
- подчиненность государства общей воли своих сограждан, выраженной в нормах закона.
Лишь в условиях демократического политического режима позитивное право имеет перспективу реально приблизится к идее права – стать из простой совокупности официально-властных норм системой признаваемых в обществе и обеспеченных государственной защитой нормативов равенства, свободы и справедливости, регулирующих в соответствии с идеей права борьбу и согласование свободных воль. При таком позитивном праве будет снято противоречие между принципом верховенства права и принципом верховенства закона.
тема 3. Естественно-правовое направление
в философии права
1. Основные положения идеи естественного права. Критика естественно-правовых взглядов.
2. Право и мораль.
3. Идея естественного права и современность.
Исторически возникновение и развитие юридического правопонимания неразрывно связано с возникновением и развитием естественно-правовых взглядов с эволюцией идеи о разграничении права естественного и права позитивного (волеустановленного, искусственного, условного, официального, произвольного, властно данного и т.п.). И хотя естественно-правовые взгляды не исчерпывают содержательного разнообразия юридического правопонимания, последнее на протяжении многих веков развивалось преимущественно в форме идеи естественного права. Истоки этой идеи обнаруживаются уже в античности. Мыслители древности, раскрывая содержание понятия права через такие его атрибуты, как справедливость, разумность, свобода, равенство, правда, незыблемость, стали различать законы естественные и полисные (условные). Они обратили внимание на нетождественность этих законов. Источник первых – божественная сила или сама природа. Естественные законы существуют и обязательны для всех людей, независимо от их признания самими людьми. Такие законы вечны и незыблемы, воплощают в себе наивысшую справедливость. Напротив, полисные законы устанавливаются по воле людей. Они изменчивы и обязательны лишь в силу их признания людьми. Полисные законы часто вступают в противоречие с законами естественными, выступая носителями несправедливого и недолжного. Человек, по мнению мыслителей античности, не должен творить право, его задача состоит в том, чтобы уловить и выразить на доступном всем языке человеческих законов требования законов естественных. Так Марк Тулий Цицерон писал: «Истинный (естественный) закон – это разумное, постоянное и вечное положение, распространяющееся на всех людей. Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство. Сколько-нибудь ограничивать его действия – не дозволено. Всякий, кто уклониться от этого закона, даже если и избегнет людского наказания, рано или поздно понесет кару».
Развернутое, подлинно научное обоснование идеи естественного права получила философия Нового времени, прежде всего в работах голландского ученого-юриста Гуго Гроция (1583-1645). Вслед за Аристотелем и другими мыслителями древности Гроций делил право на естественное и волеустановленное. Необходимый признак права, по его мнению, - это справедливость. При этом справедливость трактуется им как требование человеческого разума или точнее как требование природы существ, наделенных здравым разумом. Естественное право в этом контексте предстает в виде велений здравого разума, в соответствии с которыми поведение людей по отношению друг к другу может быть либо морально порочным, либо морально необходимым. Эти веления неизменны, т.к. «зло по внутреннему его смыслу ни при каких условиях не может быть превращено в добро и наоборот». Гроций указывал на следующие , очевидные для человека, естественно-правовые принципы: воздержание от чужого имущества , возвращение чужой вещи и извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний и возмещения причененного виновно ущерба, воздаяние людям заслуженного ими наказания. Идеи Гуго Гроция послужили основой для разработки Локком, Руссо, Джефферсоном и другими теории неотчуждаемых естественных прав человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.