Методические указания по дисциплине «Философия права», страница 5

-  частным лицам дозволено то, что прямо не запрещено законом

-  носителям публичной власти (госорганам и должностным лицам) разрешено лишь то, что прямо вытекает из закона.

     « Полноценная» позитивация права возможна лишь в условиях демократического политического режима. Основные черты такого режима:

-  многоукладность экономики и многообразие идеологий

-  открытость общества

-  подчиненность государства общей воли своих сограждан, выраженной в нормах закона.

Лишь в условиях демократического политического режима позитивное право имеет перспективу реально приблизится к идее права – стать из простой совокупности официально-властных норм системой признаваемых в обществе и обеспеченных государственной защитой нормативов равенства, свободы и справедливости, регулирующих в соответствии с идеей права борьбу и согласование свободных воль. При таком позитивном праве будет снято противоречие между принципом верховенства права и принципом верховенства закона.

тема 3.  Естественно-правовое направление

в философии права

1.  Основные положения идеи естественного права. Критика естественно-правовых взглядов.

2.  Право и  мораль.

3.   Идея естественного права и современность.

Исторически возникновение и развитие юридического правопонимания неразрывно связано с возникновением и развитием естественно-правовых взглядов с эволюцией идеи о разграничении права естественного  и права позитивного (волеустановленного, искусственного, условного, официального, произвольного, властно данного и т.п.).  И хотя естественно-правовые  взгляды не исчерпывают содержательного разнообразия юридического правопонимания, последнее на протяжении  многих веков развивалось преимущественно в форме идеи естественного права. Истоки этой идеи обнаруживаются уже в античности. Мыслители древности, раскрывая содержание понятия права через такие его атрибуты, как справедливость, разумность, свобода, равенство,  правда, незыблемость, стали различать законы естественные и полисные (условные). Они обратили внимание  на нетождественность этих законов. Источник первых – божественная сила или сама природа. Естественные законы существуют и обязательны для всех людей, независимо от их признания самими людьми. Такие законы вечны и незыблемы, воплощают в себе наивысшую справедливость. Напротив, полисные законы устанавливаются по воле  людей. Они изменчивы и обязательны лишь в силу их признания людьми. Полисные законы часто вступают  в противоречие с законами естественными, выступая носителями несправедливого и недолжного. Человек, по мнению мыслителей античности, не должен творить право, его задача состоит  в том, чтобы уловить и выразить на доступном всем языке человеческих законов требования законов естественных. Так  Марк Тулий Цицерон писал: «Истинный (естественный) закон – это разумное, постоянное и вечное положение, распространяющееся на всех людей. Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство. Сколько-нибудь ограничивать его действия – не дозволено. Всякий, кто уклониться от этого закона, даже если и избегнет людского наказания, рано или поздно понесет кару».

      Развернутое, подлинно научное обоснование идеи естественного права получила философия Нового времени, прежде всего в работах голландского ученого-юриста Гуго Гроция (1583-1645). Вслед за Аристотелем и другими мыслителями древности Гроций делил право на естественное и волеустановленное. Необходимый признак права, по его мнению,  -  это справедливость. При этом справедливость трактуется им как требование человеческого разума или точнее как требование природы существ, наделенных  здравым разумом. Естественное право в этом контексте предстает в виде велений здравого разума, в соответствии с которыми поведение людей по отношению друг к другу может быть либо морально порочным, либо морально необходимым. Эти веления неизменны, т.к. «зло по внутреннему его смыслу ни при каких условиях не может быть превращено в добро и наоборот». Гроций указывал на следующие , очевидные для человека, естественно-правовые принципы: воздержание от  чужого имущества , возвращение чужой вещи и извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний и возмещения причененного виновно ущерба, воздаяние людям заслуженного ими наказания. Идеи Гуго Гроция послужили основой для разработки  Локком, Руссо, Джефферсоном и другими теории неотчуждаемых естественных прав человека.