Для юридического правопонимания (это различные концепции естественного права, социологическое и антропологическое направле -
ния в философии права) право и закон – явления нетождественные. ПРАВО – это не субъективное, произвольное , властно-императивное веление, исходящее от государства, а нечто объективное, существующее независимо от воли законодателя и обладающее собственными сущностью и ценностями, иначе говоря, собственным принципом, духом или идеей. В отличие от права ЗАКОН - это исходящее от государства или санкционированное им властное веление, содержание которого определяется волей законодателя. Закон имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку в нем с учетом конкретных исторических запросов общественного развития воплощена общесоциальная идея права. Такой закон материализует право, становится формой существования права, - это правовой закон (единство юридического духа и юридического тела). Но процесс позитивации права, т.е. процесс превращения идеи права в закон может иметь и иной результат, когда закон искажает или даже прямо отрицает идею права. Такой закон признается неправовым, его общерегулятивное значение подменяется узкогрупповым.
Для легистского правопонимания (это различные концепции и школы юридического позитивизма), напротив, право и закон - понятия тождественные. Легизм отрицает объективность сущности и ценности права как нечто метафизическое, иллюзорное. ЗАКОН – это и есть ПРАВО, а какого-либо другого права, помимо закона, не существует. Легизм не признает самостоятельной ценности права - право, т.е. закон, ценно лишь как эффективный инструмент официально-властного упорядочения общественных отношений. Изучение права ограничивается изучением эмпирического права, уяснением официального содержания позитивированных правовых норм.
Особое место в типологии правопонимания занимает так называемая «философия отрицания права». Если юридическое правопонимание и лигизм, хотя и с различных позиций, но обосновывают ценность права как особого социального регулятора, то философия отрицания права обосновывает историческую конечность права. Это философское обоснование правового нигилизма в его высшей точке развития. Наиболее последовательно эта точка зрения проведена в леворадикальной (марксистско-ленинской) идеологии. Маркс и его последователи жестко связывали право с существованием товарно-денежных отношений. Устранение частной собственности, а значит и устранение регулируемых правом товарно-денежных отношений, приведет к отмиранию права. Оно будет постепенно вытеснено иными, неправовыми регуляторами – моральными, планово-организационными, техническими нормами.
В предлагаемом учебном курсе философское определение права дается контексте либертарно-юридического правопонимания. Сохраняя традиции юридического правопонимания, либертарно-юридический подход к праву исследует пути преодоления неправового в позитивном праве. При этом в рамках либертарно-юридического правопонимания преодолевается свойственное традиционному юридическому правопониманию смешения права и морали, абсолютных и относительных ценностей, резкое противопоставление права и закона.
Итак, что же такое П РАВО ?. В плоскости юридической практики термин «право» чаще всего употребляется в двух значениях: субъективном и объективном. Под правом в субъективном смысле подразумевается нечто, принадлежащее индивиду (различные блага и возможности), все то, чем он может свободно распоряжаться без чьего бы то ни было вмешательства и под защитой государства (например, право на свободу слова, право на труд). Под правом в объективном смысле понимается совокупность установленных или санкционированных государством всеобщих, общеобязательных и обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственного принуждения правил поведения – правовых норм. Однако эти и подобные им определения права указывают лишь на признаки позитивного права и не дают представления об идее права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.