Маркетинговое исследование швейцарской фирмы-производителя шоколада "Triest Choco", страница 2

² - дисперсия изучаемого признака (населения Санкт-Петербурга).

∆  - допустимая ошибка выборки.

Генеральной совокупностью в данном случае является население Санкт-Петербурга в возрасте от 5 – до … лет. Рассчитаем количество жителей, относящихся к данной возрастной категории:

Численность населения СПб по итогам на 1 января 2006 г. составила 4620000 человек. При этом численность возрастной группы 0-5 лет равна 310000 человек. Таким образом, размер интересующей нас категории населения составляет примерно 4310000 человек.

Расчет дисперсии произведен по формуле дисперсии альтернативного признака: ²=p*q, где p – доля единиц совокупности, обладающих данным признаком, (например, это женщины Санкт-Петербурга), q –  доля единиц, не обладающих данным признаком (т.е. мужчины).

Процентное соотношение женщин и мужчин Санкт-Петербурга в возрасте 5-… лет соответственно равно 54 и 46%.

С вероятность 95% максимально допустимая ошибка составляет менее 3% (0,03).

Таким образом, объем выборки равен 1060 человек.

Рабочие документы: Анкета (см. Приложение 1) и сценарий полустурктурированного глубинного интервью (см. Приложение 2).

2. Реализация маркетингового исследования

Исследование проводилось в г.Санкт-Петербурге в период с 12 по 26 февраля в 2 этапа:

  I.  количественное исследование – анкетирование;

  II.  качественное исследование – глубинное интервью.

 На I этапе было опрошено 53 респондента. Ниже приведена таблица, определяющая характеристики выборки.

Табл. 2. Характеристика выборки

Параметр

Характеристики параметра

Количество ответивших

Величина, %

Возраст

до 15 лет

11

20,75

15-30

9

16,98

30-40

11

20,75

40-50

12

22,64

старше 50

10

18,87

Пол

женский

29

54,72

мужской

24

45,28

Род занятий

учащийся, студент

15

28,30

работающий

21

39,62

домохозяйка

3

5,66

безработный

2

3,77

пенсионер

12

22,64

Уровень дохода

до 5 тыс.р.

3

5,66

5 - 10 тыс.р.

7

13,21

10 -15 тыс.р.

26

49,06

На II этапе было опрошено 12 респондентов. Глубинные интервью проводились 4 интервьюерами. Ответы респондентов фиксировались на диктофон.

3. Результаты исследования

3.1. Результаты анкетирования

Исследование рынка шоколада путем проведения анкетирования показало, что для этого рынка в г.Санкт-Петербурге характерны следующие особенности.

Из всех респондентов, отвечавших на вопросы, более 89% (47 человек из 53) являются потребителями шоколада.

Диаграмма 1

На вопрос о том, для кого Вы обычно покупаете шоколад 88,9% респондентов ответили, что для себя, 45,2 – для семьи, 35,8 – для детей. Данные отражены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Большая часть респондентов предпочитает традиционные формы шоколада, а именно шоколадные батончики – на 1 месте (84,9%), плитки – на 2-ом (79,2%), наборы шоколадных конфет – на третьем (67,9%).

Самой же непопулярной формой среди всех респондентов оказались упаковки с растворимым горячим шоколадом. Опыт показывает, что шоколад – товар, спрос на который у потребителя возникает чаще всего внезапно, т.е. всегда велика вероятность того, что его купят на улице для немедленного же употребления. В данном случае, естественно, предпочтения отдаются видам шоколада, которые удобно есть сразу. Потому, на наш взгляд, растворимый горячий шоколад является наименее выбираемым потребителями.

Отметим также, что в анкете в ответах на данный вопрос присутствовал такой вариант ответа как «всегда покупаю разное». Ни один из респондентов также не отметил данный вариант, что указывает, собственно, на наличие определенных установок в отношении исследуемого товара.