² - дисперсия изучаемого признака (населения Санкт-Петербурга).
∆ - допустимая ошибка выборки.
Генеральной совокупностью в данном случае является население Санкт-Петербурга в возрасте от 5 – до … лет. Рассчитаем количество жителей, относящихся к данной возрастной категории:
Численность населения СПб по итогам на 1 января 2006 г. составила 4620000 человек. При этом численность возрастной группы 0-5 лет равна 310000 человек. Таким образом, размер интересующей нас категории населения составляет примерно 4310000 человек.
Расчет дисперсии произведен по формуле дисперсии альтернативного признака: ²=p*q, где p – доля единиц совокупности, обладающих данным признаком, (например, это женщины Санкт-Петербурга), q – доля единиц, не обладающих данным признаком (т.е. мужчины).
Процентное соотношение женщин и мужчин Санкт-Петербурга в возрасте 5-… лет соответственно равно 54 и 46%.
С вероятность 95% максимально допустимая ошибка составляет менее 3% (0,03).
Таким образом, объем выборки равен 1060 человек.
Рабочие документы: Анкета (см. Приложение 1) и сценарий полустурктурированного глубинного интервью (см. Приложение 2).
2. Реализация маркетингового исследования
Исследование проводилось в г.Санкт-Петербурге в период с 12 по 26 февраля в 2 этапа:
I. количественное исследование – анкетирование;
II. качественное исследование – глубинное интервью.
На I этапе было опрошено 53 респондента. Ниже приведена таблица, определяющая характеристики выборки.
Табл. 2. Характеристика выборки
Параметр |
Характеристики параметра |
Количество ответивших |
Величина, % |
Возраст |
до 15 лет |
11 |
20,75 |
15-30 |
9 |
16,98 |
|
30-40 |
11 |
20,75 |
|
40-50 |
12 |
22,64 |
|
старше 50 |
10 |
18,87 |
|
Пол |
женский |
29 |
54,72 |
мужской |
24 |
45,28 |
|
Род занятий |
учащийся, студент |
15 |
28,30 |
работающий |
21 |
39,62 |
|
домохозяйка |
3 |
5,66 |
|
безработный |
2 |
3,77 |
|
пенсионер |
12 |
22,64 |
|
Уровень дохода |
до 5 тыс.р. |
3 |
5,66 |
5 - 10 тыс.р. |
7 |
13,21 |
|
10 -15 тыс.р. |
26 |
49,06 |
На II этапе было опрошено 12 респондентов. Глубинные интервью проводились 4 интервьюерами. Ответы респондентов фиксировались на диктофон.
3. Результаты исследования
3.1. Результаты анкетирования
Исследование рынка шоколада путем проведения анкетирования показало, что для этого рынка в г.Санкт-Петербурге характерны следующие особенности.
Из всех респондентов, отвечавших на вопросы, более 89% (47 человек из 53) являются потребителями шоколада.
Диаграмма 1
На вопрос о том, для кого Вы обычно покупаете шоколад 88,9% респондентов ответили, что для себя, 45,2 – для семьи, 35,8 – для детей. Данные отражены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Большая часть респондентов предпочитает традиционные формы шоколада, а именно шоколадные батончики – на 1 месте (84,9%), плитки – на 2-ом (79,2%), наборы шоколадных конфет – на третьем (67,9%).
Самой же непопулярной формой среди всех респондентов оказались упаковки с растворимым горячим шоколадом. Опыт показывает, что шоколад – товар, спрос на который у потребителя возникает чаще всего внезапно, т.е. всегда велика вероятность того, что его купят на улице для немедленного же употребления. В данном случае, естественно, предпочтения отдаются видам шоколада, которые удобно есть сразу. Потому, на наш взгляд, растворимый горячий шоколад является наименее выбираемым потребителями.
Отметим также, что в анкете в ответах на данный вопрос присутствовал такой вариант ответа как «всегда покупаю разное». Ни один из респондентов также не отметил данный вариант, что указывает, собственно, на наличие определенных установок в отношении исследуемого товара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.