Кроме говора массы у Толстого есть эпизодические герои. Могут быть герои мгновенной зарисовки или герои крупного эпизода. Важно то, что герои входят в роман с эпизодом и уходят вместе с ним: купец Ферапонтов, Тихон Щербатый, Платон Каратаев.
В образ народа входит исторический деятель Кутузов, входят любимые герои. Толстой расширяет образ народа до уровня нации. Образ народа имеет свое развитие. Народ меняется во время войны 1812 года. Эволюция связана с том, что простые люди в обычное время живут своими интересами, не думают ни о каких общественных вопросах. Война должна заставить их проснуться. Война показывает, что они патриоты. Это совершенная кровная, семейственная, природная связь со своей страной, которая не осознается в мирное время.
Первое катастрофическое событие в войне – Смоленск. Он исконно русский город и оставление Смоленска для русского человека невероятно. Толстой показывает окраину Смоленска и эпизод с купцом Ферапонтовым. Сама безвестность Ферапонтова очень важна, потому что таких миллионы. Он та самая частичка роя. Он уехал из Смоленска не по героическим побуждениям – дорого за подводы брали, имущества жаль. Не может поверить, что Смоленск будет взят, Смоленск для него – Россия.
Невероятное (русские солдаты тащат муку) заставляет его поверить в то, что Смоленск сдают, а Смоленск = Россия. Отсюда «Сам запалю». Ему показалось, что кончается Россия, а без нее для него жизнь невозможна. Толстой показывает, что происходит в русском человеке, все личное уходит. Вместе с пробуждением патриотизма, пробуждается ненависть, так ее народ не знает.
Подвиг армии – Бородинское сражение. Пьер поставлен в центр Бородинского сражения, потому что надо не разумом понять, что происходит, а почувствовать всем существом. Общий подвиг народа – оставление Москвы. Это как бы пассивное проявление сопротивления всего народа. Толстой показал, что этот уход тоже может быть героичен. И Наташа свой подвиг совершает также импульсивно, неожиданно для нее самой. Этот поступок закономерен, естественен для нее. Во двор Ростовых съезжались все раненые, и действия Наташи порождение того, что делали раньше. Этот пассивный героизм дает и активный.
Толстой говорит об издержках жестокости, когда толпа разрывает Верещагина, невиновного человека. Не всегда так едины против французов (бунт в имении княжны Марьи). И все-таки вершина войны 1812 года – партизанское движение. Наполеон воспринимал это как нарушение правил войны, когда участвую гражданские. Исторический факт, что здесь объединились силы армии, военный и невоенные.
Руководит Васька Денисов, участвует Долохов, который обретает цель. Партизанское движение – пик народной героической войны. Оно порождает народный героизм, не имеет никакой красоты. Это умелые и жестокие люди. Жестокость войны доходит до вопроса: надо ли брать пленных? Но Толстой показывает, что озлобление в войне неизбежно. О том, что не брать пленных, говорит князь Андрей перед Бородинским сражением.
При этом Толстой убежден, что это озлобление не вечно, оно приходящее, вызвано войной, без этого не поднялась бы «дубина народная». Толстой утверждает, что, когда уйдет опасность, уйдет и озлобленность (Петя приводит мальчика), просыпается естественное великодушие, жалость и презрение к побежденным.
По Толстому война кончается не в Париже. По Толстому Кутузов абсолютно прав, что не хочет победы над французами. Война кончается при Красном. Мы видим не само сражение, а отголоски сражения. Солдаты сидят у костра.
По Толстому военное лицо народа – это лицо временное. Мирное вечное лицо – это лицо доброе. Герой войны Тихон Щербатый, на все времена – Платон Каратаев.
Платон Каратаев тоже герой народа, он входит в собирательный образ народа. Но Платон Каратаев связан с основами толстовского мировоззрения, поэтому большой вес.
Для Пьера Платон Каратаев – человек, который восстанавливает его душу в самый страшный для него момент. Пьер после Бородина жаждет активности. Принимает нелепое решение – убить Наполеона. Но он сердцем разумнее и делает то, что не собирался. Оказывается в плену, грозит казнь. Но здесь спасает Пьера его человеческое. Он освобожден от казни, но он свидетель казни и видит то, что вооруженные люди тоже не хотят убивать невооруженных, т.е. он видит жестокость и бессилие величайшие. Это обрушивает для него весь мир. Абсолютная бессмысленность, что переворачивает мир, жить невозможно. Эту способность жить возвращает ему Платон Каратаев.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.