Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого, страница 16

Толстой очень мучается этим положением. Первым тайным делом было дело о завещании. Составил тайно, форма было не выдержана, хранилось тайно. Это хранение и стало последним поводом для ухода Толстого. И больше всего Толстой мучался ощущением фальши. Толстой мог и хотел принять решение не разумом, а только всем своим существом  (как и его герои).

Ночью Толстой не здоров, не спалось, и услышал, как Софья Андреевна шарит по кабинету и ищет его завещание. И это стало так противно, он дал понять, что не спит. В 5 часов утра разбудил дочь Сашу, врача и сообщил о своем  решении, попросил запрячь лошадей до Тулы, и уехал в вагоне 3-его класса, в 82 года, не известно, куда. Это великое дело, как «Война и мир».

Забеспокоились газеты, прогрессивные – не надо ему мешать, пусть живет так, как хочет. «Новое время» (Суворин) – это опасно , он хочет учить и вокруг него будет смута. Толстой заехал в монастырь к сестре. Окружающие решили: хочет покоя от мира и хочет примириться  с церковью. Сестра это опровергла.

Толстой простудился, слег, он должен был сойти на станции Астапово. Он был известен везде и начальник станции тут же уступил ему дом. Он умирал, постепенно собралась вся семья. Не позвал попрощаться Софью Андреевну. Уходя из дома, он оставил письмо, прося ее не следовать за ним и оставить его. Софья Андреевна приехала на станцию, и дети осторожно спрашивали Толстого, не вызвать ли ее, он отказался встретиться с ней перед смертью. Для этого надо быть неистовым человеком.

Воскресение

В романе речь идет не только об отходе от каких-то старых убеждений и об обретении каких-то новых. Речь идет о воскресении души. Наиболее полное раскрытие толстовской программы, учения. Не случайно обращение к жанру романа, ему потребовался романная широта для того, чтобы изобразить всю Россию с новой точки зрения. Воскресение обоих героев и новое время.

 Носитель этой новой точки зрения – герой Нехлюдов, человек высокого служения и жизненного положения. То, что переживает Нехлюдов – это процесс постижения, переоценки ценностей.

Начинает с критической ситуации, а потом ширится, захватывает все новые и новые сферы жизни. Предпосылка к этой переоценке – прошлое Нехлюдова, о котором он потом вспоминает. В юности Нехлюдов стремился жить чисто и справедливо, но не выдержал этого и стал жить, как все люди его круга. И жизнь эта, считает Толстой, преступна.

Нехлюдов проснулся тогда, когда жизнь показала ему его преступление – Катюша на суде. И то, что Нехлюдов оказался над ней судьей – это гиперболизация его преступления. Толстой показывает героя в его душевном движении. Толстой стремится в это душевное движение вовлечь своего читателя. У этого романа особая психологическая задача (как у романа Чернышевского «Что делать?»). Задача Толстого – дать такой толчок, который переживает Нехлюдов, и заставить читателя открывать эту несправедливость вокруг себя. Центром внутреннего действия становится пересмотр жизни. Толстой уверен, что искусство заражает, рассчитывает на то, что читатель подключится к этому пересмотру.

Что пересматривает Нехлюдов?

- судопроизводство; сначала кажется нелепым и бессмысленным, но потом откроет смысл – это служение богатым;

- тюрьма, которая полна невиновными людьми.

Толчок к пересмотру – вершина виновности, предпосылка – чистая юность. Как только начинается процесс пересмотра, начинает захватывать все больше и больше сцен. Начинает с суда, и все больше и больше кажется нелепостью, затем поймет, что главное не нелепость, а то, что скрыто суд защищает жизнь, власть богатых. От суда прямая дорога к тюрьме. Катюша, которая ничего не хочет брать для себя, не может не просить для своих товарищей.

У Толстого вои представления о тюрьме, чем у Достоевского. У Достоевского каторга полна виновных, у Толстого – толпа невиновных, или раскаивающихся, или людей, обществом, жизнью насильственно приведенных к преступлению. Нехлюдов должен увидеть ужас тюрьмы, жестокость, разрешаемую законом. Он замечает, что люди сами по себе неестественны, становятся жестокими (беременная женщина, отправка). Система делает их жестокими. К тюрьме подключается каторга как часть тюрьмы. И страшное открытие заставляют Нехлюдова по-другому взглянуть на жизнь людей его круга.