Три Севастопольских рассказа очень разные по тональности, несут в себе дату: декабрь, май, август (1855). Как три совершенно разных взгляда, три стадии познания происходящего.
Первый взгляд на осажденный город. И форма речи передает этот взгляд - неопределенно-личная форма. Это позитивный взгляд на Севастополь. Первое, что видит – героизм защитников города. Жизнь в осажденном городе идет так, как будто ничего не происходит.
Уже здесь Толстой не идеализирует войну. Он приводит читателя в самое страшное место – госпиталь (только начало обезболивающих средств). И здесь Толстой формулирует свой принцип изображения войны – показывает войну не как красивое шествие, а показывает войну в крови, страданиях, грязи и смерти. Буднично-реалистическое изображение войны, рисует войну с точки зрения рядового. Предшественники: Лермонтов («Валерик»), Стендаль «Пармская обитель»).
Это разворачивается во втором рассказе. Второй рассказ представляет антитезис, настроение автора – это разочарование. Откуда оно? Толстой мечтал, что Севастопольская опасность объединит общество. Толстой обнаружил, что и опасность не может победить пороки – мелочность и тщеславие, разъединение по влиянием этого.
Герой такой мелочный человек, не богатый, средний дворянин, штабс-капитан Михайлов. Его волнуют мелочные интересы, его знакомство с высшим светом. Ему хочется выжить, ему страшно. Диалектика души помещается в критическую ситуацию. Капитан Михайлов лежит носом в землю, а рядом крутится бомба. Кто будет убит? В мгновение этой смертельной опасности проносится вся жизнь человека, проявляется диалектика души мгновенно.
Третий рассказ – это найденный синтез. Герои два брата Козельцовы. Младший, Володя, прекрасен своей молодостью (обычно у Толстого), страшный брат Михаил мелкодаровитая натура, человек средний, потертый жизнью, далеко не идеальный. Такие средние люди оказываются на самом опасном месте Севастопольской батареи. Младший боится оказаться трусом, ему дана счастливая смерть, он не успел испугаться. Старший тоже сражается героически, а, умирая, спрашивает, выбит ли враг.
Толстой приходит к определенным выводам по поводу героизма. Русский героизм – это героизм безэффектный, скромный. Средние люди, средние люди, живущие обыкновенной, грешной жизнью, в решающую минуту оказываются героями. С этим выводам Толстой кончает «Севастопольские рассказы». Заканчивает и военную службу, было найдено призвание, пишет. Едет в Петербург, свой литературный круг, круг «Современника». Тут обнаруживается, что Толстой не может ужиться ни с каким кругом. Он сразу по убеждениям разошелся с группой Чернышевского, потому что они революционеры,
«Война и мир» (1863-1869)
Замысел родился из полемики Толстого со своей эпохой. Это время борьбы и разъединения, на место героя выдвинута фигура разночинца-демократа. Это не по Толстому. Он задумал столкнуть 2 эпохи, задумал роман «Декабристы». Новый роман начинается с того, что Петр Лабазов возвращается из Сибири в Москву и смотрит на все новое.
Но дальше Толстой пошел в глубь истории. Молодость декабристов – это 20-ые годы, а еще дальше – 1812, но начало – 1805. Толстой перестраивает свой роман от частного повествования к историческому. Он не случайно задерживается на эпохе 1812 года. Именно это время дало ситуацию синтеза. Идея синтеза стала структурной основой «Войны и мира». Уже в названии соединяются два противоположных явления.
Идея синтеза лежит в основе всей сюжетной системы. Толстой берет человека в общей жизни, человек участвует в истории. А история – это прежде всего война. Но человек участвует и в обычной, частной, личной жизни, то есть открытие Т – равновесие общей жизни и частной. В романе одинаково важны и Бородинское сражение, и встреча Наташи и Андрея. Отсюда особый жанр этого произведения. Это не роман, а роман – эпопея.
Эпопея – это начало общего, герой эпопеи – народ, нация в целом. Событие – чаще всего война. Классическая эпопея – это «Илиада» Гомера. Эпопея в новое время считается невозможным, потому что время выдвинуло личность, и главная задача психологическая. Толстой дал синтез: роман-эпопея – подробнейшее изображение личности, которая у Толстого не мыслимо без общего. Общее выступает в военных событиях, когда война становится народной. Частное проявляется в событиях мира. Особая композиционная организация: первые два тома в большей степени посвящены миру, 3 и 4 тома – войне, 3-ий том открывается философским отступлением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.