Выход приносит течение времени – юность, а это счастливое время, прежде всего – выход из пустыни, одиночества к человеческому общению: друзья, университет. Это новые попытки самоутверждения.
В юности, обретя общество, друзей, человек хочет быть не хуже других. Это желание приобретает кастовый идеал. Сугубо дворянский, идеал светского человека, комильфо, человека, получившего дворянское воспитание, умеющего вести себя в обществе. Для Николеньки этот идеал важен, потому что он застенчив, слишком много думает и не обладает онегинской легкостью. Он даже догадывается, что идеал этот очень ограничен. Видит, что студенты-разночинцы умнее, но они не их круга, а ведет дружбу с пустыми людьми. Это болезнь молодости от неуверенности человека, он не занял место еще в жизни.
Этот идеал не исчерпывает души Николеньки. Толстой уверен, что душа человеческая глубока, добра. И поэтому он считает, что естественное человеческое желание быть хорошим, стать лучше – естественное, природное. И рядом со светским приятельством появляется настоящий друг – Дмитрий Нехлюдов («Утро помещика», «Воскресение», «Живой труп»), с которым идут долгие разговоры о том, как становится лучше.
Появляется любимое слово – самоусовершенствование. Идеал связывается с размышлениями о морали и религии, общечеловеческой любовью. Николенька хочет быть лучше.
Где и кто его враг? Враг этого желания – обыкновенные бытовые мелочи. Они постоянно его соблазняют и заставляют его сползать с принятого решения. Ситуация Обломова, но решение другое. У Гончарова инерция мелочей губит человека, побеждает, а у Толстого вовсе не безнадежно. Толстой считает, что это правило не конец, не гибель. Человек не все, но что-то воплощает из этих грандиозных планов и главное желание стать хорошим, отсюда это и есть источник движения. И это же в «Воскресении».
Значит, трилогия Толстого задала, таким образом, толстовские принципы изображения человека и определила образ любимого толстовского героя.
Толстовский герой – это одновременно человек, как все и необыкновенный как индивидуальность. Его необыкновенность не в его интеллектуальности. У него какая-то умная и совестливая душа, умное сердце и это сердце определяет все его поступки. Человек с таким сердцем всегда человек с внутренним движением. Толстовская трилогия намечает эту тему внутреннего движения, роста души. Это движение происходит на крупном масштабе (эпохи жизни) и это движение в очень ограниченном временном масштабе – смена ощущений.
Его трилогия достаточно камерна, он открыл человека, но не видит достаточно еще мир вокруг него. Военные рассказы – это широкое изображение мира, массы.
Толстовский герой – личность, образованный человек. Знак образованности – сложная моральная механика, сложное самосознание. А масса, солдаты, простые люди и ситуации войны складываются так, что личность учится у этой массы.
Чему? Военная ситуация поставила героя перед простым испытанием – на храбрость. Толстой замечает, что человек массы интуитивно, привычно храбр, бессознательно. А образованному человеку храбрость трудно дается. Толстой в военных рассказах размышляет над тем, что такое русский героизм. По Толстому, это поведение простого человека, массы. В отличие от героизма южного народа, русский героизм без эффектов, будничен и вообще даже не имеет внешности героизма (например, капитан Тушин в «Войне и мире»). Простой человек искренне не считает свое поведение подвигом, даже его совершая, он выполняет свой долг. И внешне толстовский герой предельно прост. Это убеждение переходит в «Войну и мир», а эскизом будут «Севастопольские рассказы».
«Севастопольские рассказы» - результат его личных наблюдений. Главная мечта Толстого – мечта о синтезе всех коренных русских сословий – крестьянства и дворянства. Толстой мечтает об их соединении. Главная беда общества – его разъединение. И Севастопольская война дает иллюзию, что перед лицом опасности сольется интерес русских людей. Толстой просит перевода в Севастополь на 4-ый бастион.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.