Для кн. Андрея одновременно вершина разочарования и находка, самая яркая, - это серое небо Аустерлица. Вид этого серого неба дал ему масштаб жизни , и Наполеон, когда меряется этим масштабом, оказывается маленьким и незначительным, а подвиг кн. Андрея – громкой суетой. Но в то же время небо кн. Андрея – это его проклятие, беда, его отчужденность от повседневной жизни, потому что ничто в повседневной жизни не выдерживает этого масштаба.
Перелом в жизни героя совершается как великое разочарование, но разочарование перспективное, потому что грезится какое-то открытие, которое отменит все то, что было до него. Но смысл открытия не назван, не дан. Этот смысл нужно долго искать, и в этих поисках возможны новые разочарования. И кн. Андрей пробует искать.
Разочарованный в войне, он пытается вернуться к тому, что оставил: жену, семью, любовь. Но он отвергает всю прежнюю жизнь как мелочную, незначительную, и эта жизнь больше не возвращается к нему. Отсюда чувство вины перед этой жизнью. В результате открытия и находки кн. Андрей чувствует себя вдвойне обманутым. Мечты о славе и жизнь, к которой он хотел вернуться, не удовлетворяют его сейчас. И на какое-то время застывает в неприятии жизни, утверждает бессмысленность мира. И спасет его от этого состояния тот, кто всегда был слабее его и моложе. И новая эпоха начнется с разговора с Пьером на пароме.
Пьер абсолютно невоенный человек. Первая война никак и не могла коснуться его. Все разочарования и находки Пьера в миру. Сначала Пьер – жертва своей наивности, вере миру. Результат наивности – он становится игрушкой в руках других. Опасность перед кн. Андреем – оторванность от действительной жизни, перед Пьером – обыкновенная жизнь поглощает его, так и происходит. Он становится удобным мужем, светским чудаком, он катится все ниже и ниже, доходит до падения – он ранил человека, а мог убить (дуэль с Долоховым). Дл Пьера – это страшное падение, которое заставляет его остановиться, дает ему горечь разочарования. Разочарование в себе он пережил бы легче, он никогда не считал себя лучшим, но страшное разочарование в мире. Оно наступает тогда, когда он теряет чувство осмысленности мира. Мир кажется бессмысленным, как его дуэль. Когда Пьер находится в таком состоянии, с ним происходит то, что редко у кн. Андрея. Встречи, случайные люди помогают Пьеру. Андрею помогает сам Пьер, но он не случайный человек. Пьер встречает масона, он обретает в масонстве смысл жизни.
Открытие Пьера, во-первых, не слишком долговечно, а во-вторых, оно не дает никакой практической пользы, но все-таки для Пьера это открытие перевернуло его жизнь. Он вдруг открыл, что он может быть счастлив, если будет жить для добра. И масонство становится для него такой возможностью жить для добра.
Встреча с Андреем показывает, в чем могущество и талант Пьера. Это контактный талант, умение помочь человеку своей добротой, верой в высокий смысл жизни, самим фактом своего существования (Это внутреннее сходство с Наташей).
Кн. Андрей во всем разочарован, ожесточен и доказывает, что нет смысла, нет Бога. Пьер доказывает, что есть Бог и есть смысл, который связан с добром. Пьер не передает князю свои мысли, а пробуждает в самом князе внутреннюю духовную энергию. Желание жить утверждает потом и встреча с Наташей в Отрадном. От душевного разговора с дубом он чувствует причастным себя к жизни. Здесь совершается его возвращение к жизни. И проходят лучшие минуты жизни кн. Андрея (хотя видится лицо умершей жены).
Снова совершается жизненный круг. Снова – новая деятельность – Сперанский, снова разочарование, но оно проходит легко и незаметно, потому что кн. Андрей наполнен уже новым – любовью к Наташе: «Она есть свет».
Почему Толстой не дал счастье герою?
Без личного человек не может быть счастлив, но личное не составляет всего счастья. Человек тогда слишком уязвим, человек не может быть счастлив только личным, тем более, если он отверг все, кроме личного. Где тонко, там и рвется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.