Толстой пишет современный роман. Левин даст формулировку современности: «у нас все переворотилось и сейчас только укладывается». Отмена крепостное право. Это в нравственном и психологическом плане – разрушение стабильного порядка вещей. Все стало подвижным, все меняется. Появилась масса новых явлений. Дворянство разоряется, создаются какие-то новые дворянские учреждения. Как символ перемен по медленной деревенской Руси проходит железная дорога. Железная дорога для России – это новое, пугающее (особая тема в русской литературе). Это и рок героев в романе.
Меняющаяся жизнь, в связи с этим в центре толстовского романа личность, которая ищет новых путей, которая как бы устанавливает жизненным опытом границы своей свободы. Это роман 2-хгеройный, 2-х сюжетных линий: Анны и Левина. Много сил на то, чтобы свести 2 линии, чтобы сопоставить и противопоставить путь Анны, которая не удерживается и отдается страстям; и путь Левина, который находит выход.
Два не зависящих друг от друга людей, два романа под одной крышей. Толстой скажет, что гордится постройкой своего романа. И все0таки это нетрадиционно, Толстой хотел расширить любовно-семейный роман.
Анна и Левин соотнесены тем, что они люди одного душевного уровня, которые не помещаются в традиционные жизненные пути. Они не умеют грешить понемножку, оставаясь благополучными, как Стива Облонский. В жизни Анны и Левина есть и будут драмы. Их пути сложно соотнесены, не только противопоставлены, но и соотнесены.
Анна для Толстого – это человек огромных возможностей и женщина в самом точном смысле слова. По «Войне и миру» знаем, что Толстой не любит развернутых портретов, а лицо Анны рисует очень подробно. Дается Вронским, но за ним виден Толстой, Вронский не мог увидеть этого в Анне.
Анна – человек, переполненный жизнью, она умна, образовано. Кити почти влюблена в нее, потому что почувствовала мир, который недоступен ей. Избыток чего-то, что переполняет Анну – избыток энергии, жизненной силы и, конечно, жажда любви (дети Долли лучше всех это чувствуют). Такой избыток – это возможность величайшего счастья, если судьба женщины складывается благополучно, но и огонь, который может сжечь.На балу Кити видит Анну прекрасной и ужасной. Выходят наружу все душевные волнения и силы. Появляется что-то бесовское. В Анне есть возможность любовного созидания и разрушения. Толстой всячески нагнетает чувство трагического, неизбежность трагической развязки событий.
Любовь Анны – это неодолимая страсть, она стихийна, естественна; серьезней и значительней, чем она кажется вначале. Для Анны любовь – это реализация всего, что в ней есть. И Анна говорит о ней совсем не поэтическими словами: «Я как голодный человек, которому дали есть». Сближение героев Толстой сравнивает с убийством (пожаром).
Почему? Семья, считал Толстой, неразделима, потому что счастье одного добывается за счет другого. И в число этих других попадают дети. Т.е. семья, счастье и согласие в семье складывается, держится на основе союза нескольких людей: жены, мужа и детей.
Каренин занимает высокий служебный пост и кажется Анне не человеком, а «министерской машиной». Но это не совсем так. Это государственный человек и благодаря своему делу он оторван от живой жизни. Он виновен перед Анной не личной виной, а тем, что связан с государственной машиной и не может разорвать эту связь.
Сложившиеся отношения в семье (до появления Вронского в жизни Анны) основаны на взаимоуважении. Он ценит жену, она также относится к нему с уважением, Каренин – внимательный и заботливый муж, немного играет, но искренен.
После встречи с Вронским Анна видит все по-другому (оттопыренные уши мужа). Полюбив Вронского, она старается видеть мужа хуже, чем он есть на самом деле, несправедлива к нему, даже сын ее в чем-то не устраивает. Жизнь перестает ее удовлетворять, хотя до этого считала, что у нее все есть, что она могла желать.
Левин едет в деревню, Анна едет в Петербург. Он навстречу спасению, она навстречу гибели. Левин уходит в хозяйство, Анна - в вихрь светской жизни. Толстой понимает, что его героиня любит слишком подлинно, чтобы отказаться от этой любви и слишком велика для того, чтобы принять форму светской лжи. Так создается объективно трагическая ситуация. Анна – трагическая героиня, она и жертва, и виновница. Жертвенность видна в ее отношениях с обществом. Общество осуждает ее, а мы видим, что она лучше их, что она жертва существующих представлений, обстоятельств, условий. Но разрыв с обществом губителен, потому что она человек этого мира. Это особенно видно в ее выборе. Она полюбила образцового светского человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.